В 1891 году корреспондент «Рижского вестника» описывал замечательный тип русской крестьянки – «бабы-богатыря», который он встретил на Самаро-Златоустовской железной дороге.
История этой «бабы-богатыря» такова. Катька родом из Вологодской губернии. В молодости она «пошаливала» и уже на 17-м году своей жизни обесславила себя на всю деревню. На каждом шагу наша героиня слышала упреки своих односельчан, положение ее в деревне стало невыносимым. Думала-думала Катька о своем грехе и, наконец, решила, что этот грех надо «покрыть». Катька решила «умертвить свою плоть» самыми изнурительными работами. Монастырскую жизнь она считала преисполненной всякими «соблазнами». Катька выбрала другую дорогу к «покрытию» содеянного ею греха. В одно прекрасное утро она отрезала свои волосы, одела мужской костюм и, оставив своих ребят у родных, скрылась из деревни.
Где она находилась первое время своей новой жизни – неизвестно. Но как только начались работы на Самаро-Златоустовской железной дороге, она явилась сюда с котомкою за плечами и с трубкой в зубах.
Тут она скоро обратила на себя внимание. Обладая страшной физической силой и в то же время крутым «командирским» характером, Катька быстро завоевала себе авторитетное положение среди рабочих. Во всех «артельных» вопросах ее голос стал решающим. Катьку боялись и Катьку уважали. Что скажет Катька, то свято. Если кто-либо из рабочих дерзал в чем-либо идти против Катьки, то она отборной руганью, а то и побоями, моментально «сбивала с позиции» своего противника.
Представляя подрядчику новых рабочих, она не стеснялась с аттестацией их. «Этот, – говорила она, указывая на одного из рабочих, – третьей руки, это чучело – второй, а вот это дубина – первой». И рабочие беспрекословно соглашались с ее аттестацией. При общей забастовке рабочих стоило только Катькиной артели выйти на работу, – выходила вся масса, и забастовка прекращалась. Наоборот, забастуй Катька в самый «мирный» период работ – забастуют все рабочие.
Жила она в общем бараке, вместе с артелью. И говорить нечего, что она держала свой барак в ежовых рукавицах. Всех рабочих она звала «детками», а рабочие величали ее «тетенькой». Каждую неделю, когда наступал расчет, Катька забирала книжки от всей артели и, в сопровождении своих бородатых «деток», являлась в контору. Тридцатилетняя «тетенька» всегда знала, сколько каждый рабочий ее артели должен получить на руки, обсчитать ее было немыслимо. Получив деньги на всю артель, она раздавала их «деткам» и затем, напомнив каждому рабочему, сколько он может в этот день пропить, закуривала трубку и скомандовав: «Гайда, детки», вела свою артель в кабак. Пила она отчаянно много, но пьяной, говорят, никогда не была. Вот какова Катька! Каких только субъектов нет на святой Руси!
История была напечатана в «Самарской газете» 8 января 1891 года.
#истории #история #женщины