Руководители бывают разные. Одни легко налаживают отношения с подчинёнными, находят контакт и получают сотрудников, которые делятся с ними любой информацией. Другие же хороши в цифрах, бумагах и расчётах. Третьи — жёсткие и управляют так, что даже мышь не проскочит. Главный вопрос, который возникает: а что самое главное из этого? Каким должен быть руководитель?
В этой области существует много мифов, которые путают как сотрудников, так и начинающих руководителей. И в этой статье я расскажу о них, чтобы вы не наступили на те же грабли.
Миф 1: руководитель — позитивный и коммуникабельный человек.
Есть заблуждение, что руководитель — это обязательно душевный и позитивный человек, рядом с которым сотрудники всегда пребывают в благостном состоянии. Но жизнь показывает, что зачастую хорошо слаженные результативные команды у тех, кто очень требователен и руководит жёстко. Если смотреть на такого руководителя в рабочей обстановке, то он нежизнерадостный и грубый.
В одной из первых компаний у меня был заведующий производством — Иваныч. Каждую неделю на него кто-то жаловался: «Он много требует», «Он всех замучил» и т. д. Но каждый раз, когда я смотрел на графики измерения результатов работы, видел только, что качество растёт и при этом никто из его подразделения не увольняется. Поэтому я знал: да, Иваныч неулыбчивый и требовательный руководитель, но у него прекрасно получается управлять.
Жёсткость работает, но эффективный лидер всё равно должен развивать в себе эмпатию и эмоциональный интеллект. Как это сделать:
- научиться понимать спектр собственных эмоций;
- давать команде пример, как можно проявлять эмоции без вреда для рабочих отношений;
- соблюдать границы в общении с командой;
- учиться замечать эмоции сотрудников;
- проявлять доверие к команде и давать возможность брать ответственность за результат;
- корректировать своё поведение в зависимости от эмоционального состояния окружающих.
Миф 2: руководитель должен быть жёстким.
Считается, что руководитель должен всё время хмурить брови, стучать кулаком по столу и периодически бросать что-то в стену, чтобы произвести впечатление на людей. Но если человеку по природе жёсткость не свойственна — люди это будут чувствовать.
Наигранная жёсткость не работает, поэтому, устраивая «концерты» напоказ, вы добьётесь только насмешек коллектива за спиной. Иногда имеет смысл проявлять требовательность, особенно в форс-мажорных ситуациях, но это должно быть естественно.
Если руководитель слишком часто проявляет жёсткость — люди к этому быстро адаптируются и со временем перестают воспринимать его всерьёз. Например, ребёнок, на которого постоянно кричат, однажды привыкает к такому странному способу коммуникации, и крик перестаёт быть рычагом давления.
Жёсткость — это отчаянная попытка руководителя хоть как-то повлиять на подчинённых при условии, что он не умеет этого делать. Чтобы узнать, какие существуют инструменты управления командой — регистрируйтесь на мой бесплатный мастер-класс.
Миф 3: руководитель должен знать лучше подчинённых, как выполнять работу.
Есть ошибочное мнение, что руководитель должен быть примером для каждого сотрудника и выполнять работу лучше, чем он. Но если бы это было так — крупными корпорациями руководили бы невероятно умные учёные.
Вам не надо быть суперспециалистом в той области, где у вас есть подчинённые, и уметь делать всё за них. Да, есть исключения: Билл Гейтс, даже став главой колоссальной корпорации, продолжает писать программные коды, потому что ему это нравится.
Запомните: руководитель должен иметь представление, как выполняется работа, но ему вовсе не обязательно уметь делать её своими руками.
Пример из истории: знаменитый ювелир Фаберже вообще ничего не делал сам, всё создавали наёмные работники. А Фаберже был только менеджером, который внёс инновации в область управления ювелирным производством.
Миф 4: если нанять хороших специалистов, то можно ничего не делать.
Люди ленятся, отвлекаются, делают ошибки и сбиваются с приоритетов, и если никто не управляет их работой — в компании хаос. Даже если вы наняли высококлассных специалистов — это не решит проблему управления: они не будут самоуправляемы. Чтобы команда работала, ею нужно управлять с помощью планов, статистик, стратегии и т. д.
Вывод
Существует 4 мифа об управлении персоналом:
- Руководитель — позитивный и коммуникабельный человек;
- Руководитель должен быть жёстким;
- Руководитель должен знать лучше подчинённых, как выполнять работу;
- Если нанять хороших специалистов, то можно ничего не делать.