Самый дорогой проект Amazon ждали с нетерпением и недоверием. И вот момент истины наступил. В числе достоинств критики и зрители-оптимисты отмечают красивую графику и спецэффекты. Но на дворе 2022 год, а при бюджете в более чем 400 млн долларов ожидать иного было бы просто странно. И если на первый план выходят визуальные достоинства, то это тревожный признак. Появляется подозрение, что больше сказать нечего. После просмотра трех скучных серий, содержание которых в принципе не запоминается, могу сказать, что все еще хуже, чем ожидалось. И да, цветные актеры — это меньшая из проблем в букете несуразностей.
Во-первых, для меня осталось загадкой, зачем было снимать что-то о событиях Второй эпохи, если авторские права были выкуплены только на «Падение Нуменора». «Сильмариллион» — великолепная эпопея, где множество захватывающих историй. Но вместо этого на экране идет какая-то отсебятина, похожая на плохой фанфик. Я помню, что в свое время сын Толкина Кристофер и самые ярые фанаты «Властелина колец» разругали трилогию Джексона, упрекая его в перестановке акцентов и неверной трактовке. Но по сравнению с «Кольцами власти» фильмы Джексона смотрятся просто буквальной экранизацией.
Потому что в «Кольцах власти» начисто отсутствует даже намек на атмосферу и дух произведений Толкина, от его книг там только имена и географические названия. Глядя на все происходящее, понимаешь, что это что угодно, но не Средиземье — просто новая вселенная, которая зачем-то позаимствовала несколько знакомых персонажей и локаций.
Во-вторых, вложив основные деньги в красивую картинку, Amazon явно решил сэкономить на сценаристах и актерах. Такое чувство, что подобрали тех, кто был согласен работать просто за еду. За три серии не происходит практически ничего, интриги и сюжета нет. Появляются персонажи, произносят проходные реплики и уходят со сцены — даже детский утренник иногда проходит интереснее. Диалоги — отдельная боль сериала, потому что они не несут никакой важной информации вообще, их можно перематывать или смотреть сериал без звука, ничего не потеряешь. Герои произносят речи из разряда «капитан очевидность», которые никак не раскрывают сюжет и ничего не говорят о самих персонажах.
Актерская игра, за редким исключением, такая же невыразительная, как интрига. Больше всего, конечно, испорчен образ Галадриэль (Морвид Кларк) — это просто какая-то другая героиня, которая по недоразумению носит имя легендарной эльфийской владычицы и отрабатывает очередной топорно понимаемый образ «сильной женщины». Ну той, которая вплавь решила добраться до Средиземья и в одиночку завалила тролля (потому что в отличие от Арагорна, Боромира, Леголаса и Гимли ей не нужна ничья помощь, это они тролля валили вместе, а Галадриэль умеет и так).
Впрочем, все эльфы в сериале стали жертвой вандализма со стороны тех, кто подбирал актеров. Эльфы в мире Толкина — это по определению более совершенные создания, чем люди, вызывающие одновременно восхищение и потрясение, граничащее с опасением. Джексон смог подчеркнуть их чужеродную притягательность визуальными средствами, хотя не все актеры отличались эффектной внешностью. Но их поведение, речи, манеры, даже сияние, исходящее от них — все это работало на образ самого волшебного народа Средиземья.
В «Кольцах власти» эльфы ничем не отличаются от людей кроме ушей, а местами имеют лица, которые больше бы подошли хоббитам. Например, Келебримбор (Чарльз Эдвардс), явно дальний родственник Бильбо Бэггинса, который к тому же еще и пожилой. Хотя эльфы по определению в мире Толкина не стареют. Сияющий Гиль-галад (Бенджамин Уокер), последний верховный король нолдор, выглядит как упитанный близнец вампира Аро из клана Вольтури в «Сумерках».
А ведь Первая и Вторая эпохи — это время расцвета эльфийской культуры, зенит их цивилизации , тогда как времена Войны за кольцо — это уже закат, эра медленного увядания. Среди всех эльфов только за Элрондом (Роберт Арамайо) можно наблюдать без постоянного недоумения, хотя актер в некоторых сценах слишком явно подражает Орландо Блуму и его Леголасу. Арондир (Исмаэль Крус Кордова ) плох вовсе не цветом кожи, а тем, что за три серии он вообще не меняет выражения лица. Общается ли он с любимой женщиной или дерется с орками, на лице одна и та же эмоция.
Мохноноги, предки хоббитов (после третьей серии почему-то хочется называть их «детьми кукурузы»), умилительны, но их линия не вызывает никакого интереса. Впрочем, среди достоинств — девочка Нори (Маркелла Кавена), она действительно старается. Один из немногих примеров хорошей актерской игры в сериале.
Сцену в гномьем королевстве во многом спас принц Дурин, у актера получилось создать аутентичный образ. Хотя, конечно, сама эта сюжетная арка в корне противоречит литературной основе. После того, как гномы убили Тингола, короля эльфийского королевства Дориат, а потом и вовсе поспособствовали его падению, отношения между эльфами и гномами были очень напряженными. А вот актриса в роли гномьей принцессы Дисы на мой взгляд изрядно переигрывала, перепутав драматический сериал с ситкомом. Среди персонажей-людей легкий интерес вызывает только Элендиль (Ллойд Оуэн), который хотя бы запомнился после своей сцены.
А больше всех пока раздражает прилетевший с неба незнакомец, который уже третью серию никак не оставит в покое Нори и предков хоббитов. Этот супермен с закосом под Гэндальфа в амнезии просто очень утомляет.
Но даже блеклые актерские работы можно было бы сгладить по-настоящему интригующим сюжетом. Однако его нет. Я периодически пересматриваю режиссерскую версию трилогии Джексона, при этом время летит стремительно. Три серии «Колец власти» я смотрела, периодически засыпая, с настроением «ну когда же уже хоть что-нибудь начнется».
Одновременно я смотрю «Дом дракона», так что сравнения напрашиваются. Да, первые четыре сезона «Игры престолов» были сильнее, а актеры ярче. Но «Дом дракона» не стал изобретать велосипед. Он взял все преимущества оригинала — крепкий сюжет, напряженную интригу, диалоги, которые можно слушать и пригласил актеров, которые могут не просто декламировать реплики, но проживать своих персонажей, вкладывать эмоции, играть оттенками настроения.
Конечно, больше всего вытягивает драматургию Мэтт Смит в роли Деймона Таргариена, но и другие актеры вполне на равных ему отвечают — и юная Милли Олкок (Рейнира), и Рис Иванс (Отто Хайтауэр), слегка напоминающий Тайвина великолепного Чарльза Дэнса, и Пэдди Консидайн (Визерис). Да, король действует на нервы, но сам образ вполне убедительный. И да, темнокожий Корлис Веларион ничуть не раздражает, потому что Стив Туссэн действительно прилично играет.
Я точно хотела бы досмотреть «Дом дракона» хотя бы до конца первого сезона. А вот буду ли смотреть «Кольца власти» дальше, я пока не знаю. Слишком колючим оказался кактус.
#властелин колец сериал #кольца власти #сериал #фэнтези #дом дракона