В жизни воина однажды наступает этап, когда многочисленные варианты отношений "Я -и..." (-другие люди, -предметный мир, -собственные представления о себе и тд) обретают один общий знаменатель: ДУХ. Знакомое и привычное устройство жизни переворачивается и вдруг становится непривычным, но чувствуется за этим красота и цельность; и за любой формой взаимоотношений обнаруживается одна огромная и бесконечно разнообразная суть: ДУХ, СИЛА. После такой перемены встреча с Духом происходит в любой встрече с миром, в любом его проявлении. Границы привычного "хорошего" и "плохого" (или как-то еще субъективно оцененного) растворяются и оказывается, что нет ни хорошего, ни плохого, есть только столкновение, пересечение предпосылок данных Духом и действий живых существ, вступающих во взаимодействие с этими предпосылками. Но в конечном итоге за действиями живых существ тоже стоит та высшая Сила, великодушно позволяющая существам совершать выбор (или, может быть, его иллюзию?), совершать осознание, совершать действие и тем самым проводить Дух в вещественный мир, создавая почву для новых предпосылок и новых пересечений
Человеку свойственно задумываться о том, что отличает его от животных или мира растений или вообще от всего окружающего мира. Сумма человеческих мыслей об этом, сложившаяся исторически и принятая большинством, гласит что это РАЗУМ. Разум, хм... Кроме того, эта штука обретает еще и статус причины превосходства - человеческого царства над остальными. Человечек - звучит горденько))) В общем, очевидно, что обычный человек, совершая свой выбор, руководствуется чем-то еще, помимо того инстинктивного чутья, что свойственно другим живым существам. Хотя, как говаривал профессор Лорка, - "Никогда не будет известно, что чувствует жаба, сидящая на дне пруда и толкующая жабий мир, который ее окружает"
К чему я веду свою мысль: воин обнаруживает Дух, высшую Силу за каждым проявлением жизни - и однажды он приходит к осознанному взаимодействию с этой Силой. И поскольку взаимоотношение с Высшим гораздо сложнее, чем отношения с подобными себе (хотя в чём-то может быть даже проще), оно не может быть прямолинейным, очевидным, оно обретает черты искусства. Но не искусственного искусства, а естественного, живого и пронизывающего все стороны жизни. И особую остроту здесь придает еще и тот фактор, что на этом этапе начинает всё более отчетливо ощущаться вкус окончательности, конечности, "последнести" - ведь каждый твой шаг может оказаться последним. Итак, рассуждение привело нас к понятию ИСКУССТВА ЖЕСТА
Дух прислушивается только тогда, когда тот, кто к нему обращается, говорит жестами. Эти жесты не означают знаки или телодвижения - это действия истинной непринужденности, действия величественности, юмора. В качестве жестов духа маги проявляют все лучшее в себе и молча предлагают это абстрактному. КК
Путешествуя по Малым горам в этот раз, я много размышляла об этом, потому что есть сильная потребность научиться искусству жеста (возможно, успешно скрываемая от себе подобных, соратников, сопоходников))) Наблюдая за природой, можно многому у нее учиться: естественности, непринужденности, величию. Деревья и травы, звери и птицы не живут небезупречно или небрежно, ленясь, обманываясь и путаясь в собственных представлениях о себе. Человеку сложнее - у него есть разум, который одновременно является и инструментом постижения, и ограничителем безусловной естественности. Думаю, именно благодаря наличию РАЗУМА у нас появляется возможность видеть ЮМОР в жизни; способность смеяться и видеть смешное (и в самих себе тоже) позволяет формировать более уравновешенное и правильное с позиции гармонии и Силы отношение к простым человеческим занятиям. Получается, что ЮМОР - это своего рода ответ человеческой природы на существование РАЗУМА, одновременно произрастающий из него и в какой-то мере сдерживающий его от чрезмерного господства. ЮМОР - естественная связь между непринужденностью и величием жеста, предназначенного Духу; связь, придающая жесту легкость и позволяющая лететь свободно и достигать адресата. А сильная необходимость учиться искусству совершать жесты для Духа продиктована, наверное, страхом потерять его или потеряться для него, потому как это оказывается тяжело и страшно, когда не чувствуешь его присутствия.
Сейчас, на данном этапе своей жизни я склоняюсь к тому, чтобы видеть и понимать МУДРОСТЬ как гармоничное сосуществование в человеке естественности, величия и юмора. Это то, что не позволит человеку взять больше, чем он сможет унести, превысить свое значение в собственных глазах, быть раздавленным от сознания собственного несовершенства... И эта самая МУДРОСТЬ - качество, складывающееся по крупицам в некий несгораемый остаток принятого и усвоенного, качество способное расти, накапливаться, увеличиваться по мере того, как идущий от рождения к смерти человек осваивает искусство жеста для Духа в каждом своем шаге..
Лилит