Найти в Дзене
Perspéctum

Новая соцсеть помогает дружить

Как москвичка создала соцсеть для людей с особенностями здоровья Рубрика: «Перспективы: чистые и свежие» Зоя Романова из Москвы разработала соцсеть «Эмо» для людей с ментальными особенностями, учась в девятом классе. Шли годы, многое изменилось, девушка поступила в Московский технический университет связи и информатики, сейчас учится на третьем курсе. Но любовь к созданию сайтов у Зои осталась. Благодаря разработчице ребята, которые не могли и мечтать о том, чтобы общаться по сети, вовсю знакомятся и переписываются. Человек, не умеющий писать и читать, а иногда даже говорить, может доносить свои мысли с помощью специальных картинок-пиктограмм. И это было взято за основу соцсети. Ваш интерес к науке идет из семьи? У меня была полная большая семья, я была первой внучкой. Мне очень повезло: родители, бабушки, дедушки. Через 3,5 года родился брат. Все родственники минимум с одним высшим образованием, есть с двумя и даже тремя, все работали по специальности. Я никогда не видела, чтобы кто-т
Оглавление

Как москвичка создала соцсеть для людей с особенностями здоровья

Рубрика: «Перспективы: чистые и свежие»

Зоя Романова из Москвы разработала соцсеть «Эмо» для людей с ментальными особенностями, учась в девятом классе. Шли годы, многое изменилось, девушка поступила в Московский технический университет связи и информатики, сейчас учится на третьем курсе. Но любовь к созданию сайтов у Зои осталась. Благодаря разработчице ребята, которые не могли и мечтать о том, чтобы общаться по сети, вовсю знакомятся и переписываются. Человек, не умеющий писать и читать, а иногда даже говорить, может доносить свои мысли с помощью специальных картинок-пиктограмм. И это было взято за основу соцсети.

Ваш интерес к науке идет из семьи?

У меня была полная большая семья, я была первой внучкой. Мне очень повезло: родители, бабушки, дедушки. Через 3,5 года родился брат. Все родственники минимум с одним высшим образованием, есть с двумя и даже тремя, все работали по специальности. Я никогда не видела, чтобы кто-то из моей семьи курил или пил пиво, или что-нибудь еще похуже.

Моя семья всегда была для меня примером. Мне никто ничего не пытался навязывать, но не хотелось даже попробовать что-то деструктивное. Родители всегда нас очень поддерживали, во всем помогали, мы старались тоже им помогать.

Какие у вас в семье традиции?

Мы всегда очень много путешествовали. Если праздники, три-четыре дня выходных, мы обязательно едем в какой-нибудь город в Московской или соседней области на машине. На Новый год ездили в горы кататься на лыжах. Летом с палаткой по нестандартным маршрутам. Побывали и в Узбекистане, и в Казахстане, и в Азербайджане, и в Грузии. По Европе тоже на машине, по России много ездили.

Ночевали как-то однажды в лесу в палатке в окрестностях замка Дракулы в Румынии. Мне 9 лет тогда было. На Черное море выезжали на машине, на Азовское. Это очень расширяет кругозор. Едешь, смотришь на достопримечательности, на людей, получается насыщенный жизненный опыт. Любовь к природе, походам и всему, что с этим связано, пошла из семьи.

Вам легко дался выбор будущей профессии?

Нет, не совсем. Проблема выбора настигла меня, можно сказать, по полной программе. За что бы я ни бралась, в принципе все получалось. С детства любила рисовать, делать гравюры, ходила в художку. Потом меня отдали в музыкалку, там пела, играла на флейте. Во втором классе мне хотелось быть сильнее и крепче, мои братья ходили в секцию самбо, я тоже захотела. Все у меня получалось и уже предлагали переходить на профессиональный уровень. Но тут такая проблема: когда это все хобби, тебе нормально, а когда надо чем-то заняться серьезным, то это очень много времени отнимает. Хотя все эти занятия мне нравились, я не ощущала глубокого интереса.

С детства у меня была склонность к математике, я любила логику. И поэтому были у меня идеи, что нужно как-то с математикой себя связывать. Я математику учила с дедушкой, он был инженером по оборонным комплексам, плюс у меня еще один дедушка инженер, но космический. Математику мы с ними делали.

Со временем я стала увлекаться еще и информатикой. Стала ездить на олимпиады участвовала в разных, в том числе во Всероссийской). В школе можно было еще и робототехникой заниматься, сайты делать, видео монтировать. Преподаватели всегда были готовы ввести в курс дела, все объяснить.

-2

Почему вы решили именно создавать сайты?

Я сначала походила на робототехнику, потом на python, мне это тоже все нравилось. В девятом классе я решила пойти создавать сайты: заходишь в Интернет, смотришь красивые сайты, ну и думаешь, может, самой что-нибудь такое тоже научиться делать.

Мы начали в девятом классе это изучать на информатике и я быстро поняла, что мне надо. Хотела сделать не просто сайт, а что-то полезное. Мама как раз создавала организацию «Вера, Надежда, Любовь». Сначала мы делали сайт для маминой организации вместе. Это была моя первая работа. И даже какие-то копейки мне мама заплатила. Уже весной того же девятого класса я решила сделать что-то особенное. Мы обсуждали с мамой всякие идеи.

В то время мы работали на базе Центра содействия семейному воспитанию. Тогда там были дети с особенностями здоровья: от самых тяжелых до какого-то более-менее функционального уровня. Мы думали сделать какое-то приложение для сотрудников именно этого отделения, чтобы помочь им лучше ухаживать за детьми. Хотели сделать информационный портал плюс напоминалки, но потом к нам подключилась коллега Ольга Заводилкина и сказала: для сотрудников есть всякие сайты, давайте сделаем что-нибудь для самих детей. Мы стали дальше эту концепцию дорабатывать. В моей школе каждый год ученик должен написать какую-то исследовательскую работу. Я защитила проект по такой разработке, все были в восторге.

В 10-м классе идея «Эмо» была примерно продумана, я писала работу про нее. Проект назывался «Изучение восприятия интерфейса мессенджера с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями». Ее научным руководителем была Ольга Заводилкина, коллега мамы, а куратором в школе – Марина Пискунова. В сентябре я взялась за дело, потом мы разрабатывали мессенджер, решали, в какое место экрана поместить, сколько там должно быть вариантов карточек, как все должно выглядеть, чтобы оно нормально воспринималось. Я защитила эту работу и почувствовала наконец моральное удовлетворение.

Когда начали внедрять – прям вот восторг! Мы получали много писем от воспитателей этих детей. Они отмечали перемены в поведении ребят после того, как они начали пользоваться соцсетью. Например, если раньше они соперничали за внимание воспитателя или няни, то сейчас этого стало меньше. Они начали интересоваться друг другом, какие-то между ними появились связи. Я поняла, что идею надо развивать. Кстати, мы получили на это грант мэра Москвы. Это также замотивировало.

Почему дети с ментальными особенностями могут пользоваться именно вашей соцсетью?

Сеть изначально была рассчитана именно под тяжелое ментальное расстройство. Сейчас наше отличие от остальных соцсетей в том, что мы расширяем функционал в обе стороны. Изначально у нас были просто сообщения, картинки-пиктограммы между двумя пользователями в одной версии, но дальше мы сделали возможность упростить и усложнить. У нас есть разные библиотеки, мы их называем «папки», по которым разложены пиктограммы. Есть готовые стикеры, но можно еще и другие фотографии грузить. Некоторым это сложно, они вообще не понимают, с кем общаются. Но они могут кликнуть и отправить, увидеть, что отправилось. В таком случае можно оставить, допустим, только «привет», а все остальное отключить. Недавно мы дорабатывали функционал тренажеров, он появился позже, чем первая наша версия, и сейчас у нас есть тренировки прикладных навыков пользования компьютером и просто навыков, которые не связаны с коммуникацией между двумя пользователями. А ребята, которые освоили простейшие варианты, могут усложнить себе функционал соцсети – этот этап у нас называется самоорганизация.

Увеличиваем количество помощи: у нас есть функции, которые присутствуют в обычных соцсетях, допустим, посмотреть, в сети ли человек, или сообщения удалить, но есть еще и специальные. Например, прислали текст, его можно прослушать – это важно для тех, кто не умеет читать. Или общаться только картинками, что важно также для тех, кто не может освоить текст. Некоторые текстовые сообщения стали больше, потому что картинки они, допустим, запомнили уже все, а теперь хотят послушать.

-3

Обращались ли к вам крупные компании с предложением выкупить «Эмо»?

Нет. Я пыталась устроиться на стажировки в разные компании, несколько раз участвовала в конкурсе, но у меня как-то не сложилось. Не как создатель этой соцсети пыталась, а просто на общих основаниях.

Ваша соцсеть создана для детей. Могут ли ей пользоваться взрослые?

Могут пользоваться и дети, и молодежь, и взрослые.

-4

Когда состоялся официальный запуск «Эмо»? Пришлось ли дорабатывать после релиза?

Летом 2020 года соцсеть была запущена. Человек 20 она тянула, а 100 человек  уже начались проблемы. Это был конец моего 11-го класса, я уже настолько все изучила, что просто села и вот за несколько месяцев переписала. Код, интерфейс  все старое, но как бы обновленное. Серверную часть вообще полностью переписала, перезапустила. И сейчас эта версия работает.

Кроме того, мы постоянно улучшаем продукт, собираем обратную связь, прорабатываем методические рекомендации, которые изначально были достаточно сильные. У нас команда была в этом плане сильная, помогает партнерская связь с Московским государственным психолого-педагогическим университетом. Они регулярно, два раза в год, приглашают нас на конференцию, где я выступаю и кто-нибудь из команды. Рассказываем про продукт, нас там уже узнают, к нам приходят студенты, они помогают, как тьюторы с ребятами, тоже собирают от них обратную связь.

Идею какой соцсети вы брали за основу? Или интерфейс и функции разрабатывали безотносительно к существующим?

Мы не брали соцсети. Ребята с особенностями пользуются коммуникативными досками. Карточки и пиктограммы печатают на бумаге и с их помощью общаются. На карточках написано, например, помоги мне шнурки завязать, еду приготовить. Или эмоции: я грустный или радостный. Мы пытались эти карточки поместить в компьютер, чтобы они привычным способом смогли общаться через него.

-5

Какова глобальная цель вашей работы?

Создать возможности для максимальной адаптации людей с тяжелыми ментальными нарушениями. Из этого выходит задача сделать наш продукт максимально доступным для всех, кто в нем нуждается. Пока что мы больше заходим через какие-то партнерские связи, выступаем на профильных конференциях. Там собираются представители организаций, где находится наша целевая аудитория, мы с ними знакомимся и внедряем нашу соцсеть.

-6

С какими сложностями вы сталкивались?

Есть, конечно, разные сложности, не все от нас зависит. Например, недавно была история с организацией в регионе. Там всем занимается одна девушка, у которой сотни подопечных. У нее слишком много задач, внедрение соцсети станет еще одной. Ведь сначала с ней должны разобраться сотрудники, чтобы объяснить детям.

Было ли что-то, что пошло не по плану?

Результаты, которые мы получили по этому проекту, были для нас неожиданными. Мы планировали наш продукт именно как коммуникативный тренажер для особых детей. Идея была в том, что они у нас научатся и дальше смогут пользоваться обычными сервисами. Причем не только соцсетями и мессенджерами, а Интернетом вообще. По результатам мы поняли, что некоторые действительно могут, но есть проблемы. Например, не все могли писать в других соцсетях. Но в нашей соцсети есть нижние границы, которые, возможно, они могут освоить. При этом до общих соцсетей некоторые из них, вполне вероятно, не дойдут. Мы сменили фокус работы: теперь это не тренажер, а именно соцсеть.

Случались и кризисы. Например, мы думали, что так дети, которые были в одном учреждении, в случае перевода смогут общаться между собой. Но где-то человек после переезда просто не узнавал бывших друзей, где-то с Интернетом проблемы. Тогда, конечно, бывали мысли: зачем это все.

Каковы ваши ближайшие планы?

Ближайшие планы – это усиление кодовой базы. Думаю, много будет новых пользователей. Плюс у нас есть план по развитию функционала. Стало сложнее все успевать, иногда стоит выбор: либо срочно это делать, либо бросать и ехать в университет.

По окончании вуза вы планируете связать свою жизнь с разработкой соцсетей или видите себя в чем-то другом?

Я не ассоциировала и не ассоциирую себя именно с разработчиками соцсетей. Меня привлекает разработка вообще любая, главное, чтобы не лабораторные исследования. Мне важно что-то реальное, из реального мира. Интересны разные психологические вещи, и, в том числе, когда я подбираю себе людей в команду.

-7

Соцсети будущего – на ваш взгляд, какими они будут?

Я считаю, что в будущем вообще будет сметена граница между соцсетью и какими-то другими сервисами, как между магазином в Интернете и офлайне, онлайн-кинотеатром и обычным, и так далее. Будут какие-то более многофункциональные сервисы с более гибкими настройками, чтобы пользователи могли выбирать из них то, что хотят видеть у себя.

Фото: Дуня Ситина

Автор: Арина Демидова

Рекомендуем прочитать статью о предпринимателе из Воронежа, создавшем сервис «Нетмонет».

Дорогие читатели! Подписывайтесь на наш канал Perspéctum, ставьте лайк, если Вам понравилась эта статья. Мы будем регулярно освещать интересующие вас темы. Спасибо Вам!

Еще больше историй об интересных и творческих людях, читайте на нашем сайте: https://perspectum.info/licza-pokoleniya/

Мы во ВКонтакте: https://vk.com/perspectum_media

#изобретатель #изобретательство #интересныеисторииизжизнилюдей #интересныефактыизжизни  #слабослышащие #помощь #заботаолюдях #проблемысослухом #технологиибудущего #наукаитехнологии