Найти тему
Mushroom. History and Facts

Самая смертоносная авария на море. И это не Титаник.

Оглавление

Несомненно, «Титаник» является самым известным кораблекрушением за более чем 100 лет, но число погибших на том корабле составило лишь одну треть от аварии, унесшей жизни более 4000 человек. Прошло более 34 лет с тех пор, как паром «Донья Пас» столкнулся с нефтяным танкером, сгорел и затонул в водах Филиппин за пять дней до Рождества, добавив самую темную страницу в морскую историю страны.

Фотография парома, сделанная в 1984 году.
Фотография парома, сделанная в 1984 году.

Эта авария, названная National Geographic «Азиатским Титаником» и журналом Time «Самой смертоносной морской катастрофой 20-го века в мирное время», представляет собой интересный пример того, как низкие стандарты безопасности могут привести к беспрецедентным трагедиям.

Рано утром 20 декабря 1987 года пассажирский паром «Донья Пас» под филиппинским флагом отправился из Таклобана в столицу Филиппин Манилу. В 22:30, когда большинство пассажиров спали, паром столкнулся с нефтяным танкером MT Vector. Танкер следовал из Батаана в Масбате, перевозя 1041 тонну бензина и других нефтепродуктов.

Столкновение и легковоспламеняющийся груз на борту танкера вызвали пожар, который быстро распространился по борту «Донья Пас». После инцидента выжившие рассказали, что почувствовали удар и взрыв. Из-за отключения электроэнергии корабль остался без света, а на борту не было обнаружено спасательных жилетов. Из-за отсутствия указаний со стороны запаниковавшей команды пассажирам пришлось выбирать, оставаться ли им на борту охваченного огнем судна или прыгать в пылающие воды вокруг корабля. В итоге «Донья Пас» понадобилось всего два часа, а «Вектору» — около четырех часов, чтобы погрузиться под воды пролива.

-2

В результате катастрофы погибло 4386 человек, и только 26 были спасены, 24 человека из Донья Пас и 2 члена экипажа из 13 человек «Вектора». Большинство выживших получили ожоги, прыгнув в пылающие воды. Никто из экипажа Доньи Пас не выжил. До сегодняшнего дня число погибших в 4386 человек остается самым большим из когда-либо зарегистрированных в одном морском происшествии в мирное время.

Пассажир парома в больнице
Пассажир парома в больнице

Возможные причины

Инцидент со смертельным исходом стал результатом ряда нарушений правил техники безопасности. В 1999 году Верховный суд Филиппин постановил, что ответственность несут владельцы «Вектора», поскольку судно было признано не мореходным и эксплуатировалось без лицензии, без наблюдателя и квалифицированного капитана.

Однако официальное расследование филиппинской береговой охраны также показало, что ни один из членов экипажа Dona Paz не находился на своих постах, когда произошло столкновение. Только один ученик в это время следил за мостиком корабля. Другие офицеры пили пиво, либо смотрели телевизор в комнате отдыха, а капитан смотрел фильм в своей каюте. Экипаж оказался не в состоянии руководить эвакуацией на борту, и это усугублялось отсутствием спасательных жилетов, которые были заперты в палубных рундуках. Сигнал бедствия не посылался.

Оба судна лежат на глубине более 500 метров.
Оба судна лежат на глубине более 500 метров.

Кроме того, большое количество погибших было связано с перегрузкой, что является обычным злоупотреблением служебного положения в паромном секторе. Официальный пассажирский манифест Донья Пас зафиксировал 1493 пассажира и 59 членов экипажа, но, по оценкам, в разгар рождественского сезона в ту ночь паром перевозил около 4000 человек, несмотря на то, что его вместимость составляла 1518 пассажиров.

Последствия

Становится очевидным, что инцидент представляет собой неприятную смесь из:

  • Коррупционных действий, которые позволили незаконно купить дополнительные билеты на борту в период Рождества.
  • Плохого надзора со стороны властей, которые допустили такие коррупционные действия.
  • Неадекватной культуры безопасности на борту, что привело к столкновению.
  • Отсутствие скоординированного реагирования, что привело к началу поисково-спасательных операций лишь через 8 часов после катастрофы.

Примечательно, что с 1972 по 1987 год, когда произошла авария на судне «Донья-Пас», в водах страны произошло 80 столкновений, 177 затоплений и 53 пожара на борту, в результате которых погибло более 4000 человек. Именно компания-владелец Dona Paz была замешана в общей сложности в четырех судоходных авариях со смертельным исходом, в результате которых за 11 лет погибло около 5000 человек:

  • Декабрь 1987 г. - в результате столкновения Дона Паз и нефтяного танкера у острова Миндоро погибло 4386 человек.
  • Октябрь 1988 г. - Дона Мэрилин, родственный корабль Дона Паз, затонула у провинции Лейте, в результате чего погибло около 300 человек.
  • Сентябрь 1998 г. - почти 200 человек погибают, когда паром «Принцесса Востока», родственный корабль Доны Пас и Доны Мэрилин, тонет в бурном море недалеко от Кавите и Батангаса.
  • Июнь 2008 г. - «Принцесса звезд» затонула в 3 км от острова Сибуян, в результате чего погибло около 800 человек.

Ранее, в 1979 году, судно, принадлежащее той же компании, но названное «Дон Сульпичио», пострадало от крупного пожара, в результате чего его признали негодным к использованию.

Фотография плохая, но можно разглядеть название судна до его переименования.
Фотография плохая, но можно разглядеть название судна до его переименования.

Корабль был отремонтирован и вернулся в строй под названием «Донья Пас». На момент аварии судну было уже 24 года. Хотя морское расследование и решение суда пришли к выводу, что владелец Dona Paz не виноват в трагедии, общие доказательства свидетельствуют о некоторой форме отвратительной культуры безопасности в истории компании. В 2015 году действие лицензии компании было приостановлено. Теперь она работает под другим названием и ограничена в грузовых и пассажирских перевозках.