Марина Буняк — заведующая кафедрой «Социальной и семейной психологии» на факультете психологии и педагогики ИСТиК рассказала про специфику выгорания среди работников социального профиля.
О выгорании сегодня говорят много. Похоже, в него наконец-то поверили. Отвернуться от темы уже не получится. О ней говорят психологи, педагоги, медики…В общем, все специалисты, работающие с людьми.
Сейчас фразы «что-то я подустал от всех», «ноги на работу не идут», «всех ненавижу» и «хочу на необитаемый остров лет на 10!» сменились на более оформленное «кажется, я выгорел(а)».
Работники социальной сферы не избежали подобной профессиональной участи. Спектр их деятельности весьма широк – от работы в управлении по соцзащите до персонала центров реабилитации для детей и взрослых.
Самые сложные ситуации и группы людей (сироты, беспризорники, престарелые, инвалиды, заключённые и бывшие заключённые, бездомные, люди в тяжёлой жизненной ситуации, зависимые) являются их каждодневными объектами работы. И не важно, как эти люди говорят, как себя ведут, как пахнут и как выглядят.
Социальный работник – живой человек, который переживает ВЕСЬ эмоциональный спектр, независимо от рабочей ситуации. В составе этого спектра, помимо социально одобряемых сочувствия/жалости/желания помочь человеку, встречаются:
- раздражение,
- брезгливость,
- негодование,
- злость,
- гнев,
- отвращение,
- презрение,
- разочарование,
- смущение,
- тревога,
- страх.
Нередки ощущения бессилия и бесполезности. Вот только профессиональная ситуация «клиент/помогающий специалист» не предусматривает проявления в контакте личных сложных чувств. Как говорят: «Свой негатив оставь себе». И специалисты социальной сферы его оставляют.
Последствия – деморализация, разочарование, крайняя усталость и общее ухудшение здоровья.
В психотерапевтической практике выделяют 3 основных симптома, которые составляют синдром выгорания:
1)предельное моральное и физическое истощение, которое не исчезает после сна и отдыха;
2)прямая и опосредованная отстраненность от клиентов и от работы (например, уход в цинизм в отношении клиентской группы или людей вообще);
3) ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений, обесценивание себя и своих результатов.
Люди начинают чувствовать, что дело плохо. Возникает ощущение, что своей жизни не стало. На неё просто нет сил. Даже личная жизнь и отношения с супругом или детьми дают трещину. Наваливается чувство апатии и тяжести. Но человека несёт по инерции, пока не дойдёт до какой-то крайней точки. Тогда часто пишется заявление об увольнении. Система соцзащиты теряет специалиста, клиенты лишаются опытного и когда-то продуктивного профессионала. Всем плохо.
А делать-то что?!
Первое золотое правило в работе с людьми – знай и береги свои личные границы. Чтобы не потерять себя, свою энергию и свою жизнь. «Раствориться» в человеке, с которым работаешь, не просто дурной тон, а отсутствие профессиональной позиции. Если начальство думает по-другому, пусть само и выгорает.
Социальный работник — отдельный взрослый человек со своей самостью, принципами жизни и границами. Важный навык – разделять рабочее время и отдых. Круглосуточный доступ по телефону – неприемлемая и непрофессиональная история.
Решается проблема взятием ответственности за свою жизнь. Да, понравится это не всем. Но человек не сахар, чтобы всем нравиться. Проверьте себя по-честному: не заигрались ли вы в СПАСАТЕЛЯ? Помните: у СПАСАТЕЛЯ есть многие бонусы – уважение, благодарность, признание и почёт. Цена тому высока – отсутствие личной жизни. Вообще, если вы чувствуете себя спасательным кругом для сирых, обиженных, слабых, нуждающихся – научитесь заботиться в первую очередь о себе.
#психолог #профессия #карьера #социальнаяпсихология #психология