Доброй ночи!
Сегодня поговорим о школе. Вспомним, что такое авторитарный подход. Разберём популярные ошибки в восприятии этого понятия.
Написание статьи вызвано моими личными наблюдениями как читателя интернет-контента. Довольно часто, если не сказать «всегда», понятие «авторитарный учитель» применяется к каким-то психам, которым, по-хорошему, нельзя работать в образовании. Да и, собственно, вообще нигде не надо им работать.
Авторитарными называют учителей, которые кричат, издеваются, ругаются, психуют, постоянно «срываются» на детях. А ещё тех, кто несправедливо занижает отметки, отказывает в пересдаче, обзывает учеников и самоутверждается за счет слабых. «Авторитарный» воспринимается как синоним слова «жестокий». Однако, это совершенно неправильно.
Авторитарный (учитель) – это человек, который руководит процессом, не принимая чужую инициативу. Это учитель репродуктивных методов. Сопутствуют такому подходу строгость, принципиальность, некое подавление личности – да, это так. Но грубость, психованность и жестокость не имеют к этому отношение.
Авторитарный учитель принимает только одну точку зрения – свою. Мнение ученика для него — это не более, чем шум ветра. Стоит отметить, что речь в данном случае идёт об учебном материале, а не о дисциплинарном взаимодействии.
Поэтому, когда мы слышим что-либо про авторитарный подход, у нас возникают весьма негативные ассоциации. Мы представляем жестокость, унижение, крик и, естественно, выступаем против. Однако, наши ассоциации могут быть ложными.
Кто же такой «авторитарный учитель»?
Авторитарный учитель может быть очень доброжелательным. Но он никогда не поступится своими принципами. Лучший синоним авторитарности – принципиальность.
- Он ведёт урок по своим конспектам и не собирается «выкручивать» его, отвечая на вопросы учеников.
- Он имеет свою четкую систему оценивания, и никому не удастся опровергнуть его оценку
- Он имеет своё личное мнение по ряду спорных вопросов и не принимает никакое другое
- И всё вышеперечисленное не мешает ему оставаться человеком.
Поэтому, если вы видите перед собой не совсем адекватного человека, который кричит на людей, унижает слабых, и самоутверждается за счёт оскорблений, это не имеет никакого отношения к авторитарности. Это просто ненормальный агрессивный человек. Возможно выгоревший. Возможно больной. Подход он может использовать любой – авторитарный, попустительский и демократический. При любом из подходов он останется агрессивным психом.
Моё отношение к действительно авторитарному подходу в образовании в целом положительное. Я не понимаю, как может учитель использовать попустительский подход, если в его обязанности входит контроль качества образования и выставление оценок. А демократию выстроить можно не всегда и не везде.
Авторитарный подход вполне логичен. Учитель работает по учебному плану. Если ученики решили изменить ход урока, учебный план нарушается и необходимо его корректировать для компенсации упущенного. А когда это компенсировать? Не в личное же время: не соберутся люди для этого. А если проверка? А урок идёт не пойми о чём? Как это объяснить и доказать? Поэтому логичнее работать по плану, что и будет одним из проявлений авторитарности.
Оценки ставятся также по определённым критериям, и это даже хорошо, так как в данном случае нет предвзятости. Учитель оценивает работу, а не ученика. Он может сделать это вполне доброжелательно, даже если отметка разочаровывает последнего.
А вот с высказыванием своего мнения всё намного сложнее. Это является, пожалуй, единственным минусом авторитарности. В любой науке есть вопросы, на которые нет правильного ответа. Ряд учёных полагает, что «так», а другой ряд других учёных – что «этак». Для развития познавательного интереса необходимо проживать эти противоречия, уметь правильно дискутировать. Но чаще всего, авторитарные учителя игнорируют такие формы работы и навязывают ученикам своё личное мнение. Ученики в таком случае перестают интересоваться предметом, начинают механически заучивать и могут быть менее успешны. А могут и не быть.
Во всяком случае, всегда остаётся неприятный осадок именно при отклонении мнения. Но, с другой стороны, именно проживая такие чувства, ученик может начать стремиться дойти до истины уже вне школы.
Но в целом, авторитарный стиль преподавания представляется вполне правильным и логичным. И уж точно не имеет никакого отношения к жестокости и несправедливости.