Найти в Дзене
Евгений Орлов

Чопик.

Документальный очерк. "Я там был, мёд-пиво пил и про чопик быль сложил." КДП Козловский В.Е. Чем наполнены будни моряков на переходе в море? Вахты, работа по заведованиям, учёба… А вот небольшой эпизод из судовой жизни, который случился спонтанно. Череда таких незапланированных ситуаций, преподносимых морем, бесконечна. Рейс из США в Польшу. Атлантический океан, пройденный по идеально совершенной прямой сферической геометрии — ортодромии, остался за кормой. Обогнув Великобританию с севера, балкер, через пролив Пентленд-Фёрт (Pentland Firth), вошёл в воды Северного моря. Метеокарта показывала, что мощный циклон, следующий на восток из Атлантики, стремительно догоняет. В преддверии шторма капитан приказал всем службам осуществить дополнительные проверки. Палубная команда проверяла надёжность крепления грузовых кранов, герметичность закрытия трюмов. В машине свои предштормовые приготовления. В частности замер танков… Танк сбора конденсата системы охлаждения главного двигателя полон. Эта и

Документальный очерк.

"Я там был, мёд-пиво пил и про чопик быль сложил."

КДП Козловский В.Е.

Погода "в доме".
Погода "в доме".
Шторм Алекс. Слева в окне розовые полосы - резонансная качка..
Шторм Алекс. Слева в окне розовые полосы - резонансная качка..

Чем наполнены будни моряков на переходе в море? Вахты, работа по заведованиям, учёба… А вот небольшой эпизод из судовой жизни, который случился спонтанно. Череда таких незапланированных ситуаций, преподносимых морем, бесконечна.

Рейс из США в Польшу. Атлантический океан, пройденный по идеально совершенной прямой сферической геометрии — ортодромии, остался за кормой. Обогнув Великобританию с севера, балкер, через пролив Пентленд-Фёрт (Pentland Firth), вошёл в воды Северного моря. Метеокарта показывала, что мощный циклон, следующий на восток из Атлантики, стремительно догоняет. В преддверии шторма капитан приказал всем службам осуществить дополнительные проверки. Палубная команда проверяла надёжность крепления грузовых кранов, герметичность закрытия трюмов. В машине свои предштормовые приготовления. В частности замер танков…

До ремонта.
До ремонта.
Чопик остановил поток прибывающей забортной воды.
Чопик остановил поток прибывающей забортной воды.
-5

Танк сбора конденсата системы охлаждения главного двигателя полон. Эта информация многократно проверилась при помощи мерной рулетки с грузиком. Главный механик призадумался "С чего бы?" и отдал универсальный приказ "Осушить". Повторные замеры через непродолжительные промежутки времени показали, что танк заполняется водой весьма активно. Откачали повторно, продолжили наблюдение. Танк заполняется водой — это факт.

Диагностика проблемы требует непосредственного осмотра ёмкости. С необходимой осторожностью раскручиваются гайки горловины танка. Снимается крышка.

Вода поступает извне — это стало ясно, едва осветили фонариком недра аварийной ёмкости. А дном танка является днище судна. Одиннадцать метров до поверхности воды — такова осадка судна кормой. Отверстие с дюйм диаметром.

Танк на чертеже.
Танк на чертеже.
...и вдоль диаметральной плоскости судна
...и вдоль диаметральной плоскости судна
Этапы заделки течи
Этапы заделки течи

«Сверху "пробоины" — замерная труба. В неё рулетка с грузиком годами каждый день — бульк, да об днище — тюк... Замеры. Под мерными трубами приваривают "пятак". Но и его с годами пробивают. А здесь, Made in China, и этого "пятака" не было. Поэтому пролом с течью, образовавшийся в итоге, очевиден.

Каждый случай потери герметичности корпуса индивидуален. Едина только задача — прекратить поступление воды внутрь корпуса. "Сочинили" раздвижной упор по размеру и месту. Забили в дырку деревянный чоп.

Эффектный заключительный аккорд поставил судовой "фиттер", по нашему — точила-сварной. Он из воздуха и железяк из дальней кандейки изобрёл "ногу", по форме напоминающую скрипичный ключ.» — Так комментировал капитан несколько позже действия команды.

"Нога" распорка.
"Нога" распорка.
-10
Окончательный вид временной распорки герметизирующей танк.
Окончательный вид временной распорки герметизирующей танк.

С серьёзным видом "знатока" его сухопутный визави тогда ответил: «С такой ногой выглядит всё довольно крепко. Наверно, этот танк даже можно использовать по прямому назначению.»

Итак, пароходу вставили чопик. Но это ещё только полдела. Нужно умудриться не получить чопик самому. Для этого и служит переписка капитана со всеми заинтересованными службами.

-12

DNV (Det Norske Veritas), DPA (Designated Person Ashore), Superintendent — эти береговые службы должны быть поставлены в известность в первую очередь. DNV — морской классификационный регистр, под надзором которого эксплуатируется данное судно. DPA — назначенное лицо компании, ответственное за безопасную эксплуатацию судна. SI — лицо компании, ответственное за грамотную техническую эксплуатацию судна и его снабжение.

«В ходе рабочих действий при подготовке судна к штормовой погоде… выявлено непредвиденное затопление танка…» И далее по тексту: taken under control, keep control, controlling. Wooden bung — это чопик, steel strut — стало быть “нога”. Таким образом инцидент был временно решён, но не исчерпан.

Позже, уже в Гданьске, первый вопрос водолаза был про чопик. Он был несказанно рад этому чопику, ведь с ним искать значительно легче. Отверстие в днище обнаружили быстро. Всё заварили. Регистр принял работу. Safety Construction Certificate остался в силе. Шара прокатила!

В завершение к очерку байка. Сертификат о безопасности конструкции судна имеет срок действия пять лет. А срок претензии к должностному лицу регистра DNV — один день! То есть уже на следующий день, если что-то сломалось, Регистр ни при чём. Это всё команда! Им только дай, любую железяку сломают!

30 августа 2022 года.