Фотография есть техническое отражение поиска образа идеального, того, что напомнит о совершенстве, свяжет реально существующее с воображаемым, создаст то, чему изначально и в помине неоткуда было взяться. Мода привносит непрактичное в бытовое.
Фотография способствует сопричастности и отождествлению - с тем, что являет. Что он там находит, на этом снимке, зритель, с тем он себя и сопоставляет. Это – простое свойство человеческого восприятия. Роль искусства несомненно может быть исцеляющей, будучи способной примирить нас с несовершенством и конечной природой этого мира. И научает справляться с несовершенством здешнего мира.
В историческом контексте пиетет к фотографии прослеживается на заре ее развития. Когда нужно было долго удерживать взгляд и позу, застыв минут на сорок для постановочной, часто групповой съемки. А в ХIХ столетии она только постановочной и могла быть. А раз групповая, то массовость действия способствует выстраиванию общей драматургии. Целая космогония образов, античный театр в действии – ведь именно в нем маски не менялись на протяжении всего представления.
Гламур - реакция на случившуюся в начале ХХ в утрату аристократической культуры. Но, поскольку эта реакция стала проявляться с середины прошлого века, во время слияния понятий и явлений, тотального распространения и умножения информации, то и сама она приняла характер массовости и поп-культуры. Фотография и мода – виды искусства, приятно и тревожно сосуществующие на грани охвата действительности и стремления к совершенству. Второе по-прежнему недостижимо для профана, первое дано каждому. Как это может проявляться в чем-то одном? Гламур – сочетание поп-культуры и роскоши. Тиражирование гламура стало доступным в первую очередь благодаря фотографии. Красивые постановочные фотографии моделей, сессии для рекламы и журналов захватили мир. Случился когнитивный диссонанс, смысловое наложение противоположных понятий. Явление, возможное только в наше время.
С середины ХХ века люди стирают границы явлений, понятий и образов. Объединяют Восток и Запад (перемещаясь физически и идеологически), мужское и женское (и так понятно), сакральное и повседневное. Нивелирована недостижимость и святость искусства. Поэтому именно начиная с ХХ века каждый – художник, автор, писатель, режиссер и фотограф. И неслучайно, что Интернет, дающий возможность охвата Земли за секунду каждому, появился к концу именно ХХ века.
Джонатан де Вильерс снимает с 90-х фэшн-моделей – недостижимый образ, идеальное совершенство, к которому бешено стремилось человечество еще поколение назад. Модели – эфемерные существа, но все же из плоти и крови, значит, на таких, как они, можно стать похожим. Или желать их увидеть, коснуться, это подарит веру, что, раз они существуют, ты можешь стать одним из них.
Но чуть раньше Коринн Дэй приучила мир к так называемому «героиновому шику» - снимая и без того тощих моделей в утрированно гранжевой подаче. Сквозь призму ее восприятия эфемерность красоток выглядела не божественным откровением, не отзвуком заоблачных высот, не сказочной мечтой. Напротив – в своих работах (самые известные – портреты Кейт Мосс) Коринн сталкивала мечту о почти бестелесной красоте с бунтарством и духом панка, хиппарства и беспредельщины. Изысканные красотки валяются – другого слова и не подобрать – на ободранных диванах, на фоне облезлых обоев и стен с облупившейся краской. Дымят сигаретами, стоя в драных джинсах и грубых ботинках. Кривляются в подворотнях. Смотрят в объектив прекрасными глазами с синими кругами, намекая на смертельно опасные привычки. Посыл Коринн кажется наиболее простым и ясным – в 90-е, на волне глобального безумия увлеченности фэшн-индустрией, гламуром и райком топ-моделей, миру требовалась срочная инъекция. Прививка от гламурного бешенства, заземление, условная тяжелая подошва «Мартинсов» к невесомому пышному платью небесной красавицы. Дэй не то чтобы посмеялась на вступающим в фазу диагноза мира, купившегося на цацки гламура. Британская легенда фотографии просто выкупила разум общественности у мирового безумия. Показав бунтарски грязноватым антуражем фотосессий с прелестницами, что они – тоже люди. Да – модели (божественны, сакральны, волшебны), но и, черт возьми, люди, с дефектами, недостатками. Несовершенством.
Потому к нулевым маятник качнулся в другую сторону – пиетет к красоте остался только в традиционных культурах. Вместо красоты теперь трэш.
И именно поэтому Синди Шерман снимает страшных теток с довольно дряблыми телами, безыскусно накрашенные женские лица, неухоженных беременных женщин в решениях, самых далеких от совершенства. Женская жизнь без прикрас, феминистски вне пресловутого служения мужчинам, тело как тело, а не как сосуд удовольствий, торжество разума, гармония пропорций…Трэш, ставший трендом.
Это демонизация образа в деградации творчества. Игра в чертей, типа «мне не страшно». Страх можно живописать, можно его сторониться, можно его культивировать, отодвигая его от себя, отстраняя себя от него. Себя защитить, выбросив в общество. Это больше не мои уроды не моей страны. Кто пальцем ткнул в вора – тот как бы не вор. Опять-таки – как в искусстве акына – «что вижу, то пою». Мы сопоставляем себя с тем, что видим. Художник предоставляет нам возможность сопоставить себя с тем, что у него получается. Получается не «тяни меня вверх», а…Ну, ладно.
Но это в фото. А что с самой модой сейчас? В сегодняшнюю актуальность стоит добавить бодипозитив, гендерное разнообразие, моделей с витилиго, плюс-сайз, Гошу Рубчинского с его гоп-стоп-стилистикой. Наблюдая за его показами то и дело хочется протереть глаза – эй, это точно фэшн-шоу, а не сходка пацанчиков?
В 2018-м неожиданным героем модного тренда стал 19-летний Всеволод Черепанов из Бишкека по прозвищу Север. Британский журнал Dazed&Confused составил список топ-50 самых модных людей мира, на 45-ю позицию поместив Всеволода. Он живет в Лондоне, снимается у лучших фотографов и даже явил миру свой собственный модный бренд. Что еще? Возрастные модели, модели-трансгендеры. Victoria`s Secret сначала решает сворачивать свои легендарные показы, а после сдается и допускает на подиум тех, кто категорически не вписывался в концепцию бренда и шоу. И мы видим постер к новому показу: на нем прекрасные новые девушки-ангелы - беременная, полная, черная, возрастная, лесбиянка, с протезами.
Регрессировать всегда проще – просто потому, что знаешь куда пятиться. Как и разрушать – проще, чем созидать. Автор, мыслящий деструктивно, на время все же действительно созидает – реакцию, эмоции, шум. Но видимой плотной энергией это не обладает. Автору приятен шум, и это понятно. Так же ему приятна мысль, что он – все-таки автор. И неважно, что он может быть не знаком с гармонией, сечением, пропорциями и теорией цвета. Законами физики, оптики, композицией и так далее. А может быть, и знаком! Этого все равно никто не увидит за ржавыми конструкциями и драной мебелью фона, неумытыми лицами и бухими рылами.
Творя трэш-искусство, можно затуманить собственную некомпетентность, если она все же есть. И отстраниться от всего страшного и злого, перенеся это на фотоснимок. И, если кто-то чего-то не понял, так это он просто не шарит в концептуальном искусстве.
Каждое новое явление в искусстве – противоположно предыдущему. Правда, всякий раз оно - обогащено новым. Поэтому процветание чернухи и трэша в фотографии – это не хорошо и не плохо, а так, как есть. И это пройдет.
Автор: Юлия Милович-Шералиева
📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:
📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA
📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky
📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory
📚 Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/
📚 Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno
📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/