Подмосковные партизаны и диверсанты, которых готовили в спецшколах НКВД, в ходе битвы за Москву осенью и зимой 1941-1942 годов нанесли большой урон живой силе и технике врага. Они истребили свыше 17 тысяч вражеских солдат и офицеров, уничтожили 22 танка и бронемашины, более 100 орудий, свыше 300 минометов и пулемётов, пустили под откос 5 поездов с живой силой противника и боеприпасами, взорвали 34 склада и базы с горючим и боеприпасами. Интересно, что подготовкой диверсантов, которых забрасывали в тыл врага, руководил тогда наш земляк, коренной балашихинец Александр Васильевич Петров – тогда, в 1941 году, майор госбезопасности, заместитель начальника УНКВД Московской области по оперативной работе. По итогам Битвы за Москву, когда немцев отогнали от столицы, Александр Васильевич был удостоен сразу двух орденов Красной Звезды и Красного Знамени - так Родина высоко оценила вклад подготовленных в Подмосковье диверсантов.
Родился Александр Васильевич Петров 23 февраля 1904 года в рабочем посёлке Балашиха. Его родители трудились в Товариществе Балашинской мануфактуры, отец был токарем. Вот и сын решил продолжить семейное дело, поступив в мае 1917 года на фабрику ещё совсем мальчишкой. Работал токарем по дереву, модельщиком. Его взяли в контору – парень подавал большие надежды. А затем отправили учиться в строительный техникум в Москву – стране Советов нужны были образованные люди, вышедших из рабочей среды.
Окончив в 1921 году обучение, Петров вернулся на балашихинскую фабрику, работал конторским служащим. В 1927 году вступил в партию. Это в советской стране обычно служило началом карьеры. Так и произошло – в 1929 году Александра назначили секретарём московского областного силикатного треста. Но требовалось образование – не хватало знаний молодому специалисту. В марте 1930 года Петров поступил на учёбу в Московский институт сельскохозяйственного машиностроения, который окончил в сентябре 1932 года, после чего его направили в армию - в Артиллерийской управление Красной армии, где Александр Васильевич в течение пяти лет служил инженером-экономистом.
Крутой поворот в его судьбе случился после репрессий 1937 года. Многие руководящие работники пропали в застенках НКВД, на их место назначали молодых специалистов. Вот так в августе тревожного 37-го Петрова отправляют на работу в Наркомат оборонной промышленности СССР – сначала старшим консультантом, затем - заместителем секретаря парткома. В июне 1938 года Александр Васильевич был переведён на должность секретаря Ростокинского райкома ВКП(б). А ещё через год, в августе 1939 года его, ни дня ни служившего в органах госбезопасности, сразу же назначают заместителем начальника УНКВД города Москвы и производят в капитаны ГБ, что соответствовало званию армейского полковника.
К тому времени только в период с 1 октября 1936 по 15 августа 1938 года было арестовано более 2,2 тысяч сотрудников госбезопасности. Из 37 человек, носивших звание комиссара госбезопасности в 1935 году, осталось в живых лишь двое. Пришедший тогда в НКВД новый начальник Лаврентий Берия массовые «чистки» прекратил и распорядился набрать «в органы» новых, не запятнавших себя коммунистов. А с 1 января 1939 года Берия даже ввёл в новую структуру НКВД ранее небывалый элемент - Бюро по приёму и рассмотрению жалоб, после чего из тюрьм и лагерей стали освобождать людей, не давших на себя признательных показаний.
В октябре 1940 года Петрова перевели в родное Подмосковье на аналогичную должность - заместителем начальника УНКВД Московской области. И вручили знак «Заслуженный работник НКВД».
С началом Великой Отечественной войны подмосковная милиция перешла на усиленную службу. Вскоре в целях обеспечения общественного порядка отменили отпуска, а личный состав был переведён на казарменное положение.
В июле 41-го Петрову присваивают звание майора госбезопасности, а в августе назначают первым заместителем начальника УНКВД Московской области по оперативной работе. Ему тогда поручили ответственное дело – сформировать отряды разведчиков-диверсантов для работы в тылу врага – немцы уже подходили к границам Московской области.
Уже в сентябре 1941 года в посёлке Вешняки в школе инструкторов снайперской подготовки Осоавиахима был организован специальный сбор для бойцов формировавшихся в районах истребительных батальонов. Их учили основам подрывного дела. Всего подготовку прошли 400 человек, которых с началом Битвы за Москву стали отправлять в тыл противника – ставить мины на железных дорогах и мостах.
В том же сентябре 1941 года майор ГБ Петров получил новое задание – в целях подготовки партизан-диверсантов организовать в девяти километрах к северу от Коломны на базе бывшего дома отдыха милиции Специальной школы при Управлении НКВД Московской области. Первый набор - 200 курсантов, которые доложены были пройти 100 часовую программу обучения.
Будущих диверсантов обучали подрывному делу, владению автоматическим и холодным оружием. Бойцы на практике знакомились с принятыми на вооружение минами, изготовлявшимися спецмастерской этой же школы и минами, принятыми на вооружение в Красной армии. Изучались и изготовлялись зажигательные смеси и снаряды. В течение сентября – октября 1941 года состоялись три выпуска курсантов. Это позволило сформировать 76 диверсионных групп в количестве 455 человек, которые вскоре были приданы партизанским отрядам, действовавшим на территории Подмосковья.
- Основная часть времени уделялась практическим занятиям, - пишет старший научный сотрудник Военной Академии РВСН имени Петра Великого В.И. Ивкин.- Каждый боец готовил заряды, производя предварительный расчет величины заряда, в зависимости от подрываемого объекта. Взрывы производились огневым, электрическим, механическим и химическим способами. Установка мин в условиях отвечающих действительности, со всеми мерами разведки и охранения, производилась курсантами днём и ночью. Кроме того производилось гранатометание, причём курсанты сами изготовляли взрывчатую смесь и снаряжали ей гранаты.
Эти умения и знания очень быстро пригодились подмосковным диверсантам. Выпускник школы Илья Николаевич Кузин в ходе Битвы за Москву в 1941 году в составе диверсионной группы перешёл через линию фронта и служил в партизанском отряде Волоколамского района. Только за первое время своей деятельностью подрывниками Кузина было уничтожено 6 мостов, около 20 машин, несколько десятков солдат и офицеров противника. В феврале 1942 года Кузин был удостоен звания Героя Советского Союза.
Ещё одним знаменитым выпускником курсов подрывников, которые курировал наш земляк А.В. Петров, был Сергей Иванович Медведев. До войны он работал простым вахтёром. А после переподготовки стал руководителем истребительной группы, действовавшей в прифронтовой полосе Московской области. В мае 1942 года его призвали в Красную Армию. Он отличился в Харьковской операции, когда его взвод уничтожил немецкую колонну из пяти танков и около 200 солдат и офицеров противника. За это Сергей Медведев был удостоен звания Героя Советского Союза.
Также УНКВД по Московской области подготовило на случай оккупации Москвы и Подмосковья 676 человек.
- Для проведения разведывательной и диверсионно-террористической деятельности в тылу противника переведено на нелегальное положение: по г. Москве - 28 оперработников; по Московской области - 11 оперработников, - сообщал зам. начальника УНКВД г. Москвы и Московской области майор госбезопасности А. В. Петров в своём отчёте руководству за 3 ноября 1941 года. - Оперработники осуществляют руководство над 85 резидентурами, охватывающими 269 человек агентурно-осведомительной сети. Каждый оперработник имеет на связи 2-3 резидента, которые в свою очередь имеют на связи по 2-4 агента или осведомителя. Вся агентурно-осведомительная сеть проинструктирована на самостоятельные действия в случае потери связи. Для осуществления связи с оперсоставом и агентурно-осведомительной сетью установлены пароли.
Готовились серьёзно. Оперативный состав, переведенный на нелегальное положение, и часть агентуры обеспечивались продовольствием на 2–3 месяца. И «легенды» у нелегалов были подходящие. К примеру, руководитель одной из групп – агент «Марков» – бывший уголовный преступник, грабитель. Его группу намеривались использоваться для совершения террористических актов в отношении немецких офицеров. Или другая группа под кодовым именем «Семейка». Это - террористическая ячейка в составе двух человек – мужа и жены, агентов «Альфред» и «Арбатская», изъявивших желание остаться в тылу у фашистов для террористической работы. Причём, «Альфред» - священнослужитель. Была готова к работе в тылу врага и группа «Лихие», состоящая из 4 человек, бывших воспитанников Болшевской трудовой коммуны НКВД – в прошлом уголовных преступников.
К счастью, агенты не пригодились – немцев отогнали от столицы.
Всего же УНКВД по Московской области, в том числе под руководством майора ГБ А.В. Петрова, в ноябре – декабре 1941 года было подготовлено к переброске 7,5 тыс. человек, из которых 5,5 тыс. человек перешло линию фронта и действовало в тылу врага. В короткий срок они уничтожили более двух тысяч солдат и офицеров противника, уничтожили 30 танков и бронемашин, 64 грузовых и 15 штабных автомашин и 27 мотоциклов. Кроме этого, в декабре 1941 года – январе 1942 года специальными группами было освобождено от войск противника 14 населенных пунктов в Подмосковье.
В феврале 1942 году Александр Васильевич получил свой первый орден – Красной Звезды - за прекрасную работу по подготовке разведчиков и партизан-подрывников. А в 1943 году его наградили орденом Боевого Красного Знамени.
В феврале 1943 года А.В. Петрову было присвоено звание комиссара госбезопасности, по сути, генерала. А 7 мая 1943 года его назначили начальником Управления НКВД - МВД по Куйбышевской области, имевшей тогда стратегическое значение. Дело в том, что в первые месяцы войны сюда, в Куйбышев, а ныне – Самару, было эвакуировано около 100 тысяч человек из западных районов СССР и 40 оборонных промышленных предприятий Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова и других. Кроме того, в Куйбышеве расположились все посольства дружественных стран. Сюда же переместился Президиум Верховного Совета, а также Правительство во главе с заместителем председателя СНК Молотовым. Вот так Куйбышев на время стал и.о. столицы Советского Союза. Поэтому противник проявлял к городу на Волге большой интерес. На территорию Куйбышевской области было заброшено 14 разведывательно-диверсионных групп противника. Все они успешно обезврежены.
После назначения Александр Васильевич постарался наладить порядок на территории области. В это время здесь наблюдался всплеск грабежей, краж и мошенничеств. Так, в феврале 1944 года в Куйбышеве был совершён ряд дерзких ограблений квартир, сопровождающихся убийством хозяев. Местная милиция проявила сноровку и вскоре вышла на одного из бандитов, которого удалось задержать только после перестрелки. В результате дальнейших оперативных мероприятий были задержаны и остальные участники банды.
Но самой громкой операцией, проведенной под руководством комиссара госбезопасности А.В. Петрова, стала ликвидация банды «Чёрная кошка». Не в Москве, а – в Куйбышеве, где в 1944-1945 годах действовала банда под таким названием.
- Название «Чёрная кошка» появилось с лёгкой руки оперативников, которые при осмотре ограбленных квартир и складов несколько раз обнаруживали в помещениях неизвестно как оказавшихся здесь котов чёрной масти, - вспоминает историк из Самары М.А. Тумшис. - Жильцы при этом уверяли, что животные им не знакомы. Тогда и возникло предположение, что котов сюда подбрасывали преступники в знак свой бандитской удали.
Начинали преступники с квартирных налётов, а затем ограбили несколько товарных складов и ряд госучреждений, в числе которых была и прокуратура Ленинского района города Куйбышева. Здесь преступники взяли пишущую машинку со стола секретаря, которую затем сбыли скупщикам. В общей сложности в уголовном деле фигурировало 25 преступных эпизодов.
На грабителей куйбышевские оперативники вышли в декабре 1944 года, когда получили агентурные сведения о том, что бандиты попытаются совершить ограбление жилого барака на улице Полевой. Здесь устроили засаду.
- Когда около полуночи преступники стали взламывать дверь одной из квартир, в коридор из соседней двери с ломом в руках выскочил жилец Семен Наумов, ничего не знавший о милицейской операции, - вспоминает историк из Самары М.А. Тумшис. - Храбрец уже замахнулся на бандита, но тот успел среагировать и выстрелил в Наумова из пистолета, попав ему в левое лёгкое.
Но тут как раз подоспели сотрудники отдела по борьбе с бандитизмом. Они обезоружили преступников и вызвали «скорую помощь», которая увезла смелого жильца в больницу. Смельчак остался жив и впоследствии был награждён ценным подарком.
- Задержанными оказались уклоняющиеся от призыва в Красную Армию 18-летний Николай Теплов по кличке Теплый, уроженец Омска, а также 19-летние жители разных сёл Куйбышевской области Валентин Сурков и Юрий Соболев, - пишет историк из Самары М.А. Тумшис. - Вместе они решили заниматься кражами и грабежами, для чего тогда же приобрели два пистолета «ТТ» и револьвер «Смит-и-Вессон».
Но даже после задержания банды, по городу долго ходили слухи, что взяли не тех и грабежи продолжаются. Более того, говорили, что преступников – сотни…
- В ноябре – декабре месяце 1945 года по городу Куйбышеву имело место распространение провокационных слухов о появлении в городе банды «Чёрная кошка» из 400 человек, которая якобы занимается убийствами, грабежами и изнасилованием женщин, - писал в своей докладной записке от 15.02.1946 года А.В. Петров на имя наркома внутренних дел СССР генерал-полковника Круглова. - В декабре месяце 1945 г. сотрудник Спецторга Абрам Федорович Г., явившись на работу, рассказал сослуживцам о том, что в г. Куйбышев из Саратова приехала группа бандитов, которые вчера на Галактионовской улице остановили трамвай первого маршрута, в котором он ехал и под угрозой оружия, стали раздевать граждан, отрезать воротники, собрали награбленное в мешки и скрылись. Лично с него сняли пальто. Такая весть быстро облетела весь Куйбышев. Граждане по вечерам стали бояться ездить в трамваях. Вызванный на допрос в Управление НКВД т. Г. факт налёта на трамвай подтвердил. Других потерпевших и свидетелей обнаружено не было. Тогда допросили всех вагоновожатых и кондукторов трамвая, которые совершенно отрицали факт налёта. В результате всех проведенных мероприятий, в январе месяце 1946 г. имелось массовое сокращение распространения провокационных слухов, а в настоящее время совершенно прекратилось.
Процесс по делу куйбышевской «чёрной кошки» проходил в Куйбышевском областном суде в середине июня 1945 года. Судили 16 человек, из них 11 мужчин-налётчиков и пять женщин – скупщиц краденого. Главаря банды Николая Теплова приговорили к расстрелу, другие налётчики получили от 8 до 10 лет лишения свободы. Скупщиц краденого осудили на малые сроки - от одного до трёх лет.
В июле 1945 года А.В. Петрову присвоили звание генерал-майора. А в апреле 1947 года он был освобождён от должности с формулировкой «за злоупотребления по службе и самоснабжение», после чего его назначили управляющим трестом «Дальстройснаб» Главного управления строительства Дальнего Севера МВД СССР. В его обязанности входило снабжение всем необходимым Колымского края.
В послевоенный период трест «Дальстройснаб» играл важнейшую роль в закупках необходимых товаров на территории СССР и за рубежом. В 1947 году в его составе находились Иркутская контора, Новосибирское отделение, Московская транспортно-складская база. Ещё одним направлением работы Дальстройснаба в послевоенный период была вербовка квалифицированных кадров для работы в Главном управлении строительства Дальнего Севера.
В феврале 1953 года генерала Петрова отстранили от должности и назначили заместителем начальника управления Баженовского исправительно-трудового лагеря и строительства МВД по промышленности в городе Асбест Свердловской области. С мая 1954 по январь 1957 год он работал заместителем начальника Управления строительства № 585 Главного управления промышленного строительства МВД СССР по общим вопросам в Мордовской АССР, после чего вышел на пенсию. Умер Александр Васильевич в феврале 1989 года. Похоронен в колумбарии Донского кладбища в Москве.