Найти в Дзене
Российская газета

Топ-5 мотоциклов времен СССР

29 августа, в день рождения мотоцикла, "РГ" вспомнила о пяти легендарных "байках" времен СССР.

Москва М1А/Минск М1А

В основу мотоцикла легли чертежи немецкого DKW RT 125. Чрезвычайно легкий "двухколесник" (80 кг) в народе получил кличку "макака" за необычную посадку водителя. Конструктивными особенностями стала неподрессоренная задняя подвеска. 125-кубовый двигатель мощностью 4,25 л.с. позволял разгоняться до 70 км/ч. Выпуск этой модели начали в 1946 году в Москве под маркой "Москва М1А", а в июле 1951 года выпуск был передан на Минский мотоциклетно-велосипедный завод, и название изменилось соответственно на Минск М1А. Кроме того, данную технику по немецким чертежам собирали в городе Коврове (К-125, позже К-55 и К-58).

-2

"ИЖ-49"

Дорожный мотоцикл среднего класса "ИЖ-49" выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. Предлагались модификация с боковой коляской и без нее. Технически "ИЖ-49" ведет родословную от моделей немецкой марки DKW. Этот мотоцикл можно охарактеризовать как надежный, живучий и очень звучный. Его характерный рык в СССР был так же популярен, как рев американских "харлеев" в США. На мотоцикле был установлен одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, который при объеме 346 куб. см развивал 11,5 л.с. Емкость топливного бака составляла 14 л. При этом при движении по трассе расход топлива составлял 4,5 л/100 км.

-3

"Урал М-62"

Этот советский тяжелый мотоцикл с коляской выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом (ИМЗ "Урал") с 1961 по 1965 годы. Он хорошо знаком киноманам по сюжету милицейской погони из культовой комедии "Берегись автомобиля". Его отличия - увеличенная в сравнении с моделью М 61 мощность двигателя (до 28 "лошадок"), модернизированная система зажигания и коробка передач и увеличенные ходы подвесок. За счет этого М-62 с 255-килограммовым грузом легко разгонялся до 95 км/ч, и потреблял порядка 6 л/100 км. Как и "М-72", "Урал М-62" чаще всего встречался в виде милицейского транспорта. Предусматривалась и свободная продажа частным лицам, а также – для обслуживания различных предприятий и организаций

-4

"Восход-3М"

Дорожный мотоцикл "Восход-3М" был запущен в производство в городе Ковров на Заводе имени Дегтярева (ЗиД) в 1983 году. Одноцилиндровый двигатель объемом 175 кум. см, мощностью 15 л.с. потреблял скромные 5 л/100 км при объеме бака 14 л. "Максималка" составляла 105 км/ч. Некоторые моторы комплектовались карбюраторами чехословацкого производства. Мотоцикл отличался надежностью и доступностью. Модель "Восход 3М" закончили собирать в 1993 году. Интересно, что на базе этой модели выпускалась версия "Восход-3М Люкс" с более качественным лакокрасочным и гальваническим покрытием. А для жителей сельской местности было организовано производство трицикла "Восход-3М Кроха".

-5

"Ява 350/638"

Мотоциклу Jawa 350/638 выпала участь стать последним массовым мотоциклом, импортируемым из Чехословакии в СССР. Технически "Ява 350 638" был схож с моделью "634-7". Отличиями были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт и новая передняя вилка. В конструкцию была заложена прочная трубчатая рама, которая позволяла эксплуатировать мотоцикл с коляской. Емкость бензобака составляла 17 л. На Jawa 350-638 устанавливали бензиновый двухцилиндровый двигатель. При объеме 343,5 куб. см он выдавал 26 л.с. Расход топлива на скорости 80 км/ч составлял 6,5 л/100 км, а скоростной потолок достигал 128 км/ч.

Российская газета