Найти тему
Восемь красных линий

Помощь ребёнку с домашним заданием не приносит ему той пользы, о которой вы мечтаете

Фото с сайта parentingforbrain.com.
Фото с сайта parentingforbrain.com.

Для многих родителей помощь маленьким детям в выполнении домашней работы - неотъемлемая и часто ненавистная необходимость. Но мы продолжаем делать это, по тем же причинам, по которым заставляем детей есть овощи или ложиться спать вовремя. Таким образом мы хотим дать своим отпрыскам лучший старт в жизни...

Однако из всех возможных преимуществ, которые может дать это совместное времяпрепровождение, повышение школьных оценок - точно не стоит считать самым важным. Как установили учёные из США, проанализировав два больших набора данных: успеваемость ребёнка в математике или чтении не зависит от того, помогают ему родители или нет.

Два национальных набора данных охватывали учащихся государственных и частных начальных школ. И, как мы уже сказали, исследователи из США не обнаружили существенной связи между помощью родителей в выполнении домашних заданий и успехами ребёнка в математике или чтении.

Можно было бы предположить, что в анализ взяли недостаточно замотивированных родителей или детей. Но национальный набор данных подразумевает все возможные варианты. При этом независимо от того, насколько были умны взрослый или ребёнок, или каким был их социально-экономический статус, время, потраченное на совместное изучение наук, анализ показал, что это почти не оказывало значительное влияние на академические результаты учащегося.

«Таким образом, наши выводы ставят под сомнение десятилетия поощрения родительской помощи и контроля при выполнении домашнего задания», — пишут авторы.

В прошлом учёные обсуждали вопрос о том, какую помощь должны оказывать родители детям в выполнении домашних заданий. Ведь правильное отношение может заразить детей любовью к учёбе. Однако слишком активное участие может скорее помешать результатам тестов, чем помочь.

Родителям тоже не всегда может нравиться эта "обязанность". Исследования показывают, что родители могут воспринимать домашнюю работу как стресс, а это может создать напряжённость дома, организовать сложности как взрослым, так и детям.

А в некоторых случаях, например, если родителям некогда, они могут просто дать ответы своим детям.

Большинство этих исследований были сосредоточены на детях среднего и старшего школьного возраста, но дети в начальной школе находятся на особенно важном этапе развития, когда домашние задания могут иметь гораздо большее влияние, как отрицательное, так и положительное.

Так, легко отбить у ребёнка желание познавать мир, если действовать не педагогично. Чаще всего мы перенимаем методы воспитания у своих родителей, совершенно не задумываясь о том, как это сказывается на подрастающем поколении.

В данной научной работе исследователи пытались определить, как младшие дети, обучающиеся с 1 по 5 класс американской школы, справляются с помощью родителей при выполнении домашних заданий.

Для этого авторы использовали национальные наборы данных с 1997 по 1998 и за 2011 годы. В отличие от предыдущих исследований при анализе результатов они также учитывали такие переменные, как социально-экономический статус семьи и образование родителей.

Но даже при рассмотрении уровня и интенсивности родительской помощи в выполнении домашних заданий команда не обнаружила никакого эффекта от такого вмешательства.

Авторы не уверены, почему это так, но у них есть несколько объяснений.

Например, может быть так, что домашний стресс не способствует обучению детей. Или, возможно, такова ситуация потому, что родители делают большую часть работы вместо того, чтобы учить своих детей думать самостоятельно.

В конце концов, родители нигде не обучались, как учителя, передавать знания по чтению и математике следующему поколению.

«Дети не испытывают трудностей, — объясняет исследователь образовательной политики Катерина Бодовская из Пенсильванского университета. — Начальная школа — это первые знания, но ещё важнее — формирование навыков и привычек ребёнка».

Высокие ожидания также могут помешать обучению ребенка. Если ребенок чувствует, что его родитель дышит ему в затылок, это может добавить ненужного напряжения. В то же время учитель, который часто занят и другими детьми, вряд ли столь же сильно запугает ребёнка.

Всё это, впрочем, не означает, что помощь детям в выполнении домашних заданий не имеет никакого смысла, поскольку исследование не делало различий между типами помощи родителей, а только смотрело на то, какое влияние помощь оказывала на академическую успеваемость детей.

Вместе с тем, если родители будут просто проводить больше времени со своими детьми, это может быть для них куда более полезно, например, для их психического здоровья.

Изучив отклик детей, учёные пришли к выводу, что родительская поддержка и уверенность в силах своего чада была связана с более высокими ученическими достижениями. Именно поэтому команда указывает, что необходимо различать разные типы родительской помощи в выполнении домашних заданий. Так, простое подбадривание может дать лучший результат.

Авторы также подчёркивают, что они не изучали обучение во время пандемии COVID-19. Ответственность за преподавание в 2020 году внезапно превратилась в странный баланс между учителем и родителями, а помощь дома, вероятно, стала ключевым фактором успешности дистанционного обучения.

Тем не менее авторы предлагают педагогам и политикам переосмыслить необходимость домашних заданий на будущее. Просить родителей о помощи, возможно, не лучший способ научить следующее поколение людей.

Исследование было опубликовано в Journal of Research in Childhood Education.

Мы пишем про достижения науки, суперсовременные технологии и их внедрение, рассказываем о том, каким будет будущее.

Если вам нравятся наши новости, подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайки. Эти нехитрые действия помогают нам в развитии и сборе средств для финансирования проекта.

Также наши сообщества есть в Telegram, Twitter*, ВК, Facebook*, "Одноклассниках". Приходите, если вы бываете там чаще, чем на Дзене. Ищите нас по названию "Восемь красных линий".

*запрещены или заблокированы в РФ.