Вслед за арабским завоеванием Испании в 711 году на Пиренейский полуостров, а затем и в остальную Европу проникает восточная традиция декорирования керамической плитки, первоначально известная как «зулляйдж». Эта североафриканская вариация арабесок базировалась на сочетании и бесконечном повторении растительного и геометрического орнаментов, их тесном переплетении с калиграфической арабской вязью. Вместе с тем она отличалась дополнительным цветовым разнообразием и широким использованием не только традиционного синего, но также зеленого и желтого цветов в оформлении интерьеров и внешних фасадов. Кроме того, зулляйдж стал одним из первых направлений в искусстве, где стала использоваться кафельная и изразцовая плитка.
За несколько веков арабского, а точнее мавританского господства на Пиренеях стиль зулляйдж постепенно впитал в себя христианские культурные обычаи и трансформировался в полностью самостоятельное и самобытное художественное направление, получившее название «асулехос» (исп.) или «азулежу» (порт.). Его принципиальным отличием от зулляйджа стало возрождение прежнего древневосточного многообразия изобразительных сюжетов, повторное обращение к антропоморфным и зооморфным изображениям, реализм в раскрытии демонстрируемых образов. В XIV веке мастера азулежу впервые проявляют интерес к сюжетам античных мифов и библейских преданий, а два столетия спустя их внимание привлекают жанровые сцены повседневной жизни.
В эпоху Ренессанса плиткой азулежу в Португалии и Испании начинают повсеместно оформлять кафедральные соборы, церкви, дворцы, городские дома и общественные строения. Города Пиренейского полуострова засверкали всеми цветами радуги под палящим южным солнцем.
Однако уже в XVII веке стиль азулежу претерпел новые серьезные изменения. На фоне открытия технологии добавки кобальта в глину и привнесенной из Голландии моды пиренейские керамисты отказались от полихромной плитки в пользу исключительного контраста белого и синего оттенков. Почти на полтора столетия такой вариант азулежу стал считаться классическим. И именно в таком виде он попал в Латинскую Америку и стал известным во всем мире.
Современный азулежу вернул себе былое цветовое многообразие и яркость оттенков. До сих пор популярная на Пиренеях традиция декорирования фасадов и интерьеров плиткой обрела второе дыхание с внедрением промышленных методов керамического производства и повышением общедоступности материала для рядового потребителя. Даже в XXI веке дизайнеры керамических изделий вдохновляются азулежу и разрабатывают специальные коллекции в этом стиле. В нынешнем сезоне азулежу считается самым модным трендом в оформлении интерьеров. Об этом мы подробнее расскажем в нашем следующем посте.
#азулежу #плитка #керамика #арабески