Примечание: возможны спойлеры
Ну не знаю. Первые два сезона ведь не были такими унылыми как этот? Я точно помню, что они мне неплохо зашли. Меня зацепил стиль сериала; немного отбитые герои со способностями; путешествия во времени, конечно, тема всегда спорная, но в данном случае она выступала в контексте непрекращающегося исправления ошибок в виде апокалипсиса, сотворённого самими героями, что истории придавало больше задора; и хоть показанное вместе с юмором имело налёт тупости, всё же сериал не был слишком поверхностным и героев там очень даже неплохо раскрывали (через тему взросления и отрыва от фигуры отца). И, вроде бы, всё это также имеется и в третьем сезоне, но должного впечатления уже не производит, а местами так совсем грусть и тоску наводит.
После просмотра первой серии третьего сезона, единственная мысль, которая вертелась у меня в голове, была: "Я не хочу это смотреть". Всё настолько спешно, сумбурно и наигранно в ней показано, что желание продолжать просмотр сам собой отпадает. Причём, по моим воспоминаниям, первые серии предыдущих сезонов наоборот работали на привлечение внимание и его удержание. Они были бодрыми, стильными и интригующими. А в этом сезоне что-то пошло не так. Но это только первые серии, потому что ближе к середине, когда конфликт семей уже начал сходить на нет (какой-то надуманный и неинтересный конфликт), а герои наконец-то приблизились к проблеме очередного конца света (сериал по сути именно про это — про очередные концы света из сезона в сезон), смотрелось уже всё намного лучше. Хотя концовка (последняя серия) мне тоже не понравилась (как-то просто в ней всё реализуется — на фоне взрыва луны и войны с бюро в третьем сезоне мы получаем какую-то перезагрузку с предварительным решением ребуса).
Пересказ сюжета
Ну да ладно, теперь к сюжету третьего сезона. Герои перенеслись в новую линию времени, где академией теперь правят другие персонажи со способностями. И, конечно же, мы получаем конфликт академии против академии. Нашим героям немного наподдали, после чего они отступают, и устраиваются в отеле. Каждый из них сталкивается с новыми проблемами (кризисами), с которыми худо-бедно пытаются справляться. Когда конфликт академий выходит в стадию открытого противостояния, появляется тот пацан (уже немолодых годов мужчина), который получил часть силы "седьмой" (в предыдущем сезоне), и убивает нескольких персонажей из новой академии. Получается всё так, что в этой линии времени наши персонажи не родились, потому что их матерей случайно убил этот пацан (поэтому в самом начале и говорят о 16 женщинах, родивших детей с силами, а не о 43, так как пацан случайно убил 27 женщин). Вот мы и приходим к очередному концу света из-за "парадокса деда" (в этой линии времени существуют те, кто не должен существовать). Чтобы остановить надвигающийся апокалипсис, после некоторых уступок (как минимум смерть того пацана), академии объединяются и противостоят штуке, которая всё и вся уничтожает. Но у них ничего не выходит. Поэтому, практически, все смерились с надвигающимся концом. Но есть ещё отец, у которого есть план и который всё подстраивает так, чтобы все с ним согласились. В итоге при помощи чего-то сотворённого самим создателем вселенной эту разрушающуюся вселенную перезагружают. А герои оказываются в новой вселенной, которая удобно выстроена под нужды отца, без своих сил.
Конец пересказа сюжета
Из-за того, что мы имеем дело с перемещением во времени, вопросов к показанному как всегда остаётся много. Не люблю я эту тему всё-таки. Слишком она сильно мой мозг перегружает. Банально хочется спросить: почему так, а не иначе? Но ответ в любом случае искать бессмысленно (мой вопрос в том, как здесь время представлено; предполагается, что оно явно имеет лишь одну изменяющуюся линию, иначе "парадокс деда" не мог бы возникнуть; мне больше нравится думать, что временные линии имеют отклоняющиеся альтернативные линии с появлением путешественника во времени в прошлом, тем самым, когда он появляется, создаётся альтернативная версия первоначальной линии, но при этом сама первоначальная линия никуда не девается, даже с изменением в прошлом, то есть получается такая относительность временной линии по отношению к путешественнику во времени, когда реальность меняется только для него, но никак не для тех, кто находится в первоначальной временной линии, что приводит к мысли — путешественник во времени в прошлое ни при каких условиях не сможет вернуться в первоначальную линию времени; к чёрту всё это, ненавижу я путешествия во времени, а в самом сериале добавляется ещё существование пространства без времени — это вообще как представить-то можно??? — не говоря уже о какой-то стоящей за гранью существования вселенной и реальности перезагрузке вселенной; меня это убивает, над этим забавно, конечно, поразмышлять, но лучше от этого не становится).
И всё равно вопрос к концу сезона остаётся: почему так, а не иначе? А конкретнее: почему перезагрузка вселенной, которая по идее (наверное; так как я даже представить себе не могу, что в эту идею вкладывается) должна начинать всё заново, оставляет в тех же позициях (воспоминание о том, что было, и пространственные координаты) наших героев, лишая их сил и восстанавливая их целостность? Предположительно и сам отец должен остаться при памяти о произошедшем до перезагрузки (так как в итоге он добился своей конечной цели — оживил жену [кстати, эта история отца, которая является двигателем всего происходящего, мне очень даже симпатична, так как в основе всего лежит романтика, что очень даже мило]). Наверное, это всё должны будут объяснить в следующем сезоне, которые, как я понимаю, станет финальным (что очень даже неплохо), но, скорее всего, объяснение кроется в манипуляциях с консолью перед перезапуском вселенной. Хотя это очень простое объяснение, по факту ничего не объясняющее (зачем тогда отцу оставлять детей при памяти). Или же это из-за того, что они были все в этом "забвении" (но тогда почему отец уже находился в этой перезагруженной вселенной)? И тут другой вопрос. Персонажи лишились сил из-за манипуляций с перезагрузкой (такая мысль возникает из-за того, что они обрели целостность — вернулись на место конечности, которые были отрублены до этого, — а также Лютер ожил, хотя он помер, если что) или же их лишила сил сама перезагрузка, так как они по сути выступали питанием для неё (те самые частицы, из-за которых они и появились на свет со способностями и которые перезагрузка выкачала из них; тогда Лютер должен остаться с силами — обратного нам, если что, не показали, он единственный, кто никак не проверил свою силу)? Да ещё там какая-то мутная история с Эллисон, похожая больше на её влажные фантазии, чем на реальность. Да и про инопланетное происхождение отца так ничего и не сказали. А финальная сцена с Беном это вообще зачем было нужно показывать (помимо интерактивного элемента с QR-кодом, что весьма занятно само по себе)? В общем, в тупую я задаюсь вопросами и предположениями, которые должны будут раскрыться только в финальном сезоне.
Я бы сказал, что немного погорячился, назвав изначально этот сезон унылым. Мне действительно не понравилось как сезон начинается. Всё это противостояние академий выглядит слишком натянутым в стиле: "Это мой дом! Нет, это мой дом! Тогда давай драться!" — даже при учёте общей направленности сериала, смотрится подобное слишком по-детски, где в итоге большинство персонажей просто так сливают, так как нужны из них только двое (мужичка с силами "седьмой" также очень стремительно и безынтересно сливают сразу после того, как он выполняет свою функцию — не персонажей нам показывают, а функции). Помимо этого есть ещё пара моментов, которые мне не понравились, но о них будет чуть ниже. И всё же не всё так плохо. За очередным концом света было занятно наблюдать, сам сериал не изменяет себе и показывает достаточное количество забавных моментов, да и интерес к последнему сезону всё же имеется, учитывая обилие оставленных вопросов и общего желания узнать, к чему в итоге вся эта история придёт.
Также и с персонажами всё неплохо. Возможно, их развитие уже не выглядит так хорошо, как в предыдущих сезонах, так как наблюдать за личными проблемами, связанными с отрывом от фигуры отца и взросления в целом, намного интереснее, чем наблюдать за кризисами уже повзрослевших персонажей, но всё же проблемы у них имеются и они их пытаются решать. Самым непроблематичным персонажем является "пятый" (а почему у него нет имени???). У него классическая проблема: "Я слишком стар для этого дерьма". Не хочет, но в любом случае делает. Лютер переживает романтические отношения, которые начинаются в стиле "Ромео и Джульетта". Эллисон переживает утрату и никак не может с ней справиться. Клаус ищет себя и свой путь через обращение к корням, то есть родителям. Последний человек из семёрки трансформируется и принимает нового себя, но об этом чуть ниже будет (в нём куча всего: и семейные отношения, и чувство вины, и проблемы с обманом, и воплощение нового образа себя, — то есть ничего интересного, самый скучный и унылый персонаж во вселенной). А лучше всех справляется со своими проблемами Диего (что даже неожиданно). Он принимает новую роль — отца, что очень даже тематично ложиться на проблемы предыдущих сезонов, где им пришлось взрослеть, отрываясь от фигуры отца. А именно принятие роли родителя и является логичным завершением подобного развития. Поэтому его эволюция как персонажа смотрится лучше всех (ну и Клаус на самом деле также отлично смотрится).
И вот мы подошли к главному — слону в комнате, которого просто невозможно обойти. Эллиот Пейдж. Уф... Но сначала небольшое отступление. Честно, я не понимаю, что такое хорошая актёрская игра. Мне всегда трудно сказать, сыграл ли свою роль актёр хорошо или плохо. Я, как обычный зритель, скорее оцениваю внешность актёра, его харизму и характер персонажа, что в совокупности даёт мне понять: понравился ли мне актёр в данной роли или нет. Но такая оценка не даёт понять талант актёра. И вот Эллиот Пейдж мне не нравится. Ни как персонаж в данном сериале, ни как актёр (во втором сезоне ещё она, то есть Эллен, а не Эллиот [как всё сложно и проблематично в употреблении местоимений и имени для данного человека, причём я пытаюсь здесь правильно это описывать не с точки зрения толерантности, а с точки зрения логики, так как обсуждение данного человека происходит в рамках сразу всех сезонов, а в первых двух сезонах он был ей, а в третьем она стала им, причём и как актёр, и как персонаж], мне даже начала нравится, так как раскрылась как персонаж для меня намного лучше, чем это было в первом сезоне, но не настолько, чтобы я её смог принять, тем более в третьем сезоне). Но у данного человека за этот сериал есть две номинации за актёрскую работу ("лучшая актриса второго плана" и "лучший актёр или актриса"), а у других актёров из сериал номинаций нет. Это, конечно, не награды, да и к тому же любые премии в нашем мире уже крайне сомнительны, но всё же признание таланта есть признание. И вот я не понимаю в чём именно талант у данного актёра. Если его основной задачей было воплотить самого унылого и неинтересного персонажа в сериале, который вечно с кислой или каменной миной на лице ходит, то задача явно выполнена на 100%. В этом заключается талант? Конечно, тема спорная, тем более когда я совсем не разбираюсь в этом, но если кто-то захочет мне объяснить чем именно хорош Эллиот Пейдж как актёр, то я бы с большим удовольствием послушал данного человека.
И вот теперь к главному. Я почему-то всегда думал, что актёрское мастерство заключается в том, чтобы на экране воплотить персонажа, которым актёр не является (по характеру, внешности и всем другим атрибутам). Но теперь я в этом не уверен. Потому что в данном сезоне персонажа подогнали под актёра. И мне кажется, что вместе с тем, как в сериале перезагрузили вселенную, попутно также перезагрузили и нашу вселенную, вписав в неё другие законы кинематографа, так как другого логично объяснения я найти не могу почему подобное считается адекватным решением.
Против самого трансгендерного перехода персонажа я ничего не имею. Но подобное не является чем-то незначительным. Это не причёску или цвет волос сменить, не стиль одежды поменять, не вкусовые предпочтения изменить. Это весьма серьёзная трансформация личности персонажа. А что мы имеем. Щелчок (я люблю так называть быструю перемену без объяснений). И теперь Ваня (женская вариация имени) стала Виктором. И всем норм. Это же как усы отрастить, если их у тебя никогда не было. Кто-то удивится, но в основном всем будет плевать. И как бы у персонажа были общие предпосылки, но именно что общие. В первом сезоне из-за отца она была потерянной, не знала кто она есть на самом деле. У неё был крайне неприятный опыт с мужчиной. Во втором сезоне через другого человека и любовные отношения с ним (лесбийский путь) она начала понимать и принимать себя. И это не был быстрый переход, не щелчок произошёл, всё было постепенно и размерено. А в третьем сезоне персонаж просто грустит из-за потери, смотрит на парикмахерскую и становится Виктором. Всё. Это весь полноценный путь преображения из "она" в "он". Ни сомнений, ни обдумываний, ни каких последствий (что имело место быть в предыдущих сезонах, когда персонаж развивался).
И вот смотришь на всё это. Понимаешь как всё это плохо. И начинаешь чувствовать себя реальным шизом (не конкретно шизофреником, а просто сумасшедшим). Потому что подобное склоняет тебя верить в придуманную теорию заговора, которую я уже как-то оглашал. Суть в том, что современные западные создатели произведений совершают намеренную диверсию, из раза в раз неумело и даже отвратительно показывая подобные темы толерантной повестки, тем самым вызывая чувство непринятия, а может даже ненависти, к этим темам у потребителя. И, к сожалению, это единственное логичное объяснение, которое я могу придумать во всей этой ситуации с современными произведениями. Причём ведь во втором сезоне у сериал всё же было хорошо. Все эти темы отлично ложились в показанные события. А тут такое — трансформация и принятия себя по щелчку пальца.
Ещё один момент есть в сезоне, который мне не особо понравился, но в котором я не уверен, так как мне могло показаться. Возможно, тот самый Виктор (и концентрация на не самых удачных вещах) подвинули немного в сторону самого интересного персонажа в сериале — номера "пять". В этом сезоне мы ещё узнали, что он помимо старика в теле подростка, состоявшим в длительных отношениях с манекеном, работавшим наёмным убийцей, устраняющим важных политических лидеров, является ещё и основателем этого бюро, на которое он и работал убийцей. Да с такой историей персонажа можно просто всех остальных из сериала выкидывать и оставлять только "пятого" на экране. Но при этом в этом сезоне такое ощущение, что у него и хронометража меньше стало, и что он перестал быть центральным персонажем во всей этой истории. Как будто важность и значимость его немного сбавили. Но может мне это и кажется, так как для меня он является персонажем, без которого сериал сам по себе ничего не стоит.
Ну и последнее, что можно отметить — это музыкально-визуальная часть. Можно просто сказать, что в целом всё отлично. Бодрые композиции в сериале имеются, стиль визуальной начинки чувствуется, вступительные титры такие же оригинальные, то есть в этом плане всё как и было. Экшен-сцены лишь не самые впечатляющие, но у меня всегда вызывает недоумение, когда персонажи со способностями в основном дерутся врукопашную (хотя в предыдущих сезонах, по моим воспоминаниям, боевые сцены были лучше, тот же момент, когда "пятый" с десяток человек топором зарубил — запоминающаяся и оригинальная сцена; и чего-то подобного в этом сезоне я не обнаружил).
В общем, немного не то, что было до этого, но смотреть можно, хоть и осадочек небольшой от просмотра остаётся. Ждём финального сезона, чтобы узнать к чему в итоге эта история придёт.