Это кино мне сложно далось для просмотра, я решила выразить короткой заметкой, как я его поняла. Дамиэль и Кассиэль, два ангела, которые ходят среди людей и читают их повседневные и ежеминутные мысли. Для людей это груз бытия, а для ангелов, как радиоволна, доносящая потустороннюю жизнь, о которой они ничего не знают.
То есть тут показана ситуация “наоборот”. Люди уже не видят обыденную жизнь, а Дамиэль, один из ангелов, хочет в неё попасть. Он возжелал из свидетеля духовной жизни перейти в непосредственного участника. “Ведь всё, что он знал до этого, в чём принимал участие, было лишь видимостью”. В этом желании ангела стать осязаемым, пачкать кончики пальцев утренней газетой, снять украдкой ботинки под столом, съесть яблоко, оставить ёлку после нового года до февраля прослеживается ненавязчивое наставление самого режиссёра о том, чтобы и сами люди не забывали, из чего в целом состоит жизнь (раз уж сам ангел хочет её познать), что всё это важно ценить вместе с печалями и тем более радостями.
Интересно, как в фильме поделено пространство – на верхний, средний и нижний уровни. В сюжет входит эпизод со съёмкой фильма, где принимает участие знаменитый актёр Питер Фальк, он здесь играет сам себя. Вим Вендерс выбрал его в качестве примера, что большие артисты являются ангелами, которые живут среди нас, которые однажды приняли решение расстаться с ангельской бронёй ради земной жизни. Особенно видно деление пространства в сценах со съёмками кино. Декорация представляет собой имитацию места заключения евреев, верх и низ делятся панелью с большим проёмом посередине, центр которой порушился, и стало видно арматуру. Она в свою очередь напоминает тюремные решётки, как символ заключения. На верхнем уровне стоит актёр в форме нациста. В этих символах заключаются и оковы для человека, который в силу каких-либо обстоятельств ничего не делает, и непосредственно отображён трудный путь евреев во времена Холокоста, и граница между жителями Берлина в виде Стены (Berliner Mauer).
Забавно, кстати, что, когда Дамиэль упал на Землю, приняв решение стать человеком, он был у Стены, которую в этот момент разрисовывал художник (вернее, дорисовывал). Дамиэль крикнул ему, что это очень красиво. В этой сцене скрывается тоже неявное послание, что и в таких ситуациях тоже нужно искать позитив. Да, бетонную перегородку внутри государства украсили яркими граффити в виде обезьян, они серо-голубые, охристые, красные, фиолетовые, оранжевые. Словом, цветные. Может, неслучайно и изображение с участием ангела, ставшего человеком, тоже становится цветным после чёрно-белого, чтобы подчеркнуть подтекст человеческой жизни. У человека жизнь не такая простая – за яркими мелочами скрываются трудные моменты не только бытового плана, но и на политическом уровне.
Так, часто камера снимает с высоты птичьего полёта, чтобы подчеркнуть уровень, с которого ангел смотрит на человеческую жизнь. В замкнутом пространстве, когда показывают обычную бытовую жизнь. Противопоставляют человека и ангела. Если второй смотрит сверху-вниз, то отдельные люди сверху стремятся упасть вниз (на примере парня в наушниках на крыше с символикой Mercedes).
Окончательным решением для Дамиэля стать человеком является Марион, воздушная гимнастка из цирка Alekan. В её случае тоже интересная художественная составляющая. Впервые зрителя с ней знакомят, когда она репетирует номер под куполом цирка, а за плечами у неё бутафорская пара крыльев. Для своих коллег она ангел – и внешне, и метафорически, но больше они склонны воспринимать этот атрибут несерьёзно. Их саркастическое настроение усиливается тем, что цирк обанкротился, эти выступления становятся последними. Для Марион это буквально падение с небес, она спускается из-под купола. Ей снова надо определяться в жизни, она подобно всем тем, среди кого бродят Дамиэль и Кассиэль, мысленно сетует на свою жизнь. В своём артистическом фургоне она грустит под музыку Nick Cave & The Bad Seeds.
В итоге, по высшей воле режиссёра, который в киноиерархии и в этом фильме особенно, почитается за Бога, ангел Дамиэль падает с небес по доброй воле, а Марион, наоборот, под давлением обстоятельств. Трогательно то, что в качестве Путеводной звезды, которая помогла им найти друг друга в большом городе, выступает именно Ник Кейв. Дамиэль, увидев афишу, приходит в клуб, где должен состояться концерт исполнителя. Дамиэль говорит, что женщина превратила его в человека. Получается, Вим Вендерс предложил свою идею сотворения мира.
Из технических особенностей в этом фильме обратила внимание, что ассистентом режиссёра на площадке была Клэр Дэни (Claire Denis)*, французская режиссёр и сценарист, заметный представитель жанра авторского кино из Франции.
*Клэр Дени – выпускница L'Institut des hautes études cinématographiques (IDHEC, "Institute for Advanced Cinematographic Studies").
После окончания университета в 1971 году Клэр Дени начала работать ассистентом у многих известных кинематографистов (Жака Риветта, Дени Душана Макавеева, Роберта Энрико, Эдуардо де Грегорио).
После встречи с Вимом Вендерсом Дени отправилась в США, чтобы стать помощником режиссёра на проектах "Париж, Техас" (1984) и "Небо над Берлином" (1987). Вендерс сказал: "Клэр была более чем готова снимать свои собственные фильмы. Было бы напрасной тратой времени позволить ей продолжать работать помощником режиссёра".
Работая со столькими режиссёрами, Дени поняла, что хочет снимать свои собственные фильмы, чтобы иметь больше независимости и ответственности за свою работу.
В этом году я жду её фильм “С любовью и яростью” (Avec amour et acharnement), который выйдет 8 сентября.