Найти тему

КАЗАНСКИЕ КРЫЛЬЯ ДЛЯ «ДНЕВНЫХ ФУРИЙ» И «НОЧНЫХ ВЕДЬМ»

Оглавление

Летом этого года москвичка Полина Бельцова привезла в дар коллективу Казанского авиационного завода книгу о лётчице-штурмане Марине Расковой, о Герое Советского Союза, которая создала в годы Великой Отечественной Войны три женских авиаполка: истребительный, дневных и ночных бомбардировщиков.

Галина Брок-Бельцова
Галина Брок-Бельцова

СПАСИБО «ЗА ПЕШКУ, КОТОРАЯ ВЫШЛА В ФЕРЗИ»

Одна из героинь книги - бабушка Полины – штурман Галина Брок-Бельцова, подписала книгу специально для заводчан, где благодарила их «за пешку, которая вышла в ферзи». Сама она летала в годы Великой Отечественной войны на бомбардировщиках «Пе-2», выпущенных Казанским авиационным заводом.

Полина рассказала, что бабушке 97 лет, но она по-прежнему полна сил, энергии и находится в строю. Галина Павловна - вице-президент Союза женщин летных специальностей «Авиатриса». Помогает издавать книги о женщинах-летчицах.

И вот мы уже в Москве, в гостях у бесстрашного штурмана Галины Брок-Бельцовой.

САМОЛЁТОМ ПАХНЕТ!

- Мы долго были засекречены, – признаётся Галина Павловна.

Возможно, это и послужило причиной того, что даже на Казанском авиационном заводе ничего не знали о женщине, так тесно связанной с казанскими боевыми пикирующими и стратегическими бомбардировщиками.

А между тем, в музее опытного конструкторского бюро Туполева висит фотография, на которой она сидит на стенде испытания системы управления «Ту-160» – за штурвалом стратегического бомбардировщика, выпускаемого заводом. Сотрудник конструкторского бюро Ренат Залялеев говорит, что фото сделано в этом году.

«Самолётом пахнет!» - счастливо вдохнула воздух Галина Павловна, когда взялась за штурвал.

ЕЁ ЗВАЛИ «ЁЛОЧКОЙ»

-3

А в кабину «Пе-2» Галина Брок впервые села зимой 1943 года в Йошкар-Оле. Там готовили летчиков и штурманов для полка дневных бомбардировщиков. Когда летчик-ас Георгий Бельцов обходил строй новых учеников, то его взору предстала девчушка в шинели, сшитой для детей полка.

«Ты окончила 10 классов?», – строго спросил тогда Галину красавец-офицер.

- Десять классов я не окончила, – рассказывает Галина Павловна, – после девятого поступила в Первое военное авиационное училище связи. Там готовили синоптиков-метеорологов для фронта. Брали только отличников. Нужно было ускорено научиться делать метеорологические расчёты и карты, давать разрешение на взлёт. Я проучилась год, когда прибыли за пополнением посыльные от Марины Расковой. Нас было 300 девушек, собрали всех в актовом зале, спросили, кто готов добровольно поехать учиться на штурманов и готов летать на новой технике. Подняли руки девять человек.

В Москве я училась в 3-ей образцовой школе. Мы все усиленно занимались спортом. Меня звали «Ёлочкой» – я была стройной, спортивной, сильной. И нас воспитывали на русской классической литературе. Привили чувство собственного достоинства. Поэтому я не стушевалась перед офицером, спокойно ответила на все его вопросы. И внимания особого на него не обратила. Я приехала обучиться на штурмана.

…ПУСТЬ БУДУ Я БЕРЕЧЬ ТЕБЯ В БОЮ

Мастерству девушки обучались целый год. Когда Георгий Бельцов должен был отдать команду на взлёт и отправить на фронт экипаж Галины, он стучал в стекло кабины, чтобы она посмотрела на него.

Не посмотрела. Но, как и другие девушки, взяла с собой его фотографию. Он всем написал на обороте: «Кончится война, мы встретимся. Доживём до Победы!» А на её фотографии надпись была другой: «На память не дарю – вернёшь, когда поймёшь, иль я скажу. Носи с собой, пусть буду я беречь тебя в бою!».

Сберёг.

С генерал-майором авиации Георгием Бельцовым они прожили в любви и согласии почти 60 лет. Поженились в 1945 году. У них трое детей, семь внуков, каждый из которых периодически дарит им правнуков...

ВСЕ ЦВЕТЫ МИРА К ВАШИМ НОГАМ…

-4

И если о первой встрече с будущим супругом Галина Павловна рассказывала довольно сдержано, то для «Пе-2» у неё нашлось много восторженных слов. Оценила и боевые качества машины, и её силу, и надёжность. Вспоминала, как восхищались французские летчики мастерством советских летчиц. И французские и американские пилоты пытались освоить «Пе-2», но машина была сложной в управлении и имела слишком высокую скорость посадки. Галантные французы говорили девушкам: «Если б могли – собрали б все цветы мира и положили к вашим ногам».

Их галантность простиралась и на реальные дела. Однажды экипаж Галины Павловны отстал от эскадрильи – отказал один из моторов. «Пе-2» вылетали только под прикрытием истребителей, а истребители улетели сопровождать отбомбившихся коллег на аэродром. Тося Спицина и Галина Брок в одиночку выполнили задание, сфотографировали свою работу и полетели на базу. Два немецких истребителя «Фокке-вульф» подлетели близко. Летчик показал сначала один, а потом два пальца, что означало: «За один раз сбить или за два?» Но тут на истребителях «Як-3» появились летчики из французского авиаполка «Нормандия-Неман» и проводили девушек до дома.

КСТАТИ

Во Франции и сегодня помнят о героизме и профессионализме советских летчиц. В прошлом году французская писательница Мартин Гэй выпустила книгу «Ночные ведьмы, дневные фурии. Советские летчицы в 1941-1945 годы». Но сначала она попросила разрешения у Галины Павловны назвать летчиц её полка «дневными фуриями», поскольку летали они только днём.

- Я стала смотреть в энциклопедии значение слова «фурия». У разных народов разная трактовка, но в целом это – «воительница, мстительница», что отражает деятельность нашего полка. А изначально книгу планировали назвать «Одна из ночных ведьм», – поведала Галина Павловна о своём сотрудничестве с писательницей.

Одна из ночных ведьм хорошо известна в Казани. Её именем названа улица города. Герой Советского Союза Магуба Сыртланова была заместителем командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Командовала полком Евдокия Бершанская. Советские летчики называли девушек «дунькин полк», а немецкие – «ночными ведьмами». Летали они на биплане авиаконструктора Николая Поликарпова «По-2». Ночной бомбардировщик «По-2» как и дневной – «Пе-2» выпускали в Казани. На нынешнем Казанском вертолётном заводе. Самолет мог бесшумно, с выключенным мотором подлететь к цели и в ночной тишине начать бомбить объекты врага. И это вселяло мистический страх.

***

- В Берлин нас не пустили, – сказала на прощанье Галина Павловна. – В его небе было тесно от «Пе-2». Наша «пешка», вышедшая в «ферзи», внесла свой вклад в Победу. Как и «По-2». И спасибо за это славному городу авиастроителей – Казани!

Автор: Наталья Урейская, Казанский авиационный завод