Среди списка книг, предложенного Кодификатором, есть те, которые признаны мировой классикой, лучшими книгами, потому что они многое определили в развитии мировой литературы, а их авторы стали Нобелевскими лауреатами.
Морис Метерлинк «Слепые» (Бельгия, премия 1911 год)
Пьеса «Слепые» - одно из самых символических произведений рубежа веков. Главные герои – на самом деле слепые люди, единственный зрячий – ребенок, однако то, что герои не могут видеть – это возможность для писателя метафорически заострить перед зрителями/читателями важные проблемы современности.
«Главные герои слепые, которые потерялись в лесу, потому что потеряли веру, которая вела их по жизни – церковь, священник. Герои говорят мало, многое остается в подтексте. Вокруг символы. Метерлинк под образами слепых изображает общество. Маяк, который символизирует науку, все вокруг озаряет своими лучами, они доходят и до слепых, но они не способны их увидеть. Двенадцать слепых сидят на упавших деревьях в темном и холодном лесу, они потеряли своего проводника, священника. Тот факт, что они на протяжении всей пьесы говорят про него, окружают его тело, дает понять насколько он важен для них. Немаловажным является и младенец – ребёнок помешанной слепой. Он один имеет способность видеть, но в силу своего возраста не может сказать и стать «заменой» священнику, проводнику слепых. Каждый из слепых символизирует свою сторону жизни. Молодая слепая – красоту и искусство, это мы можем понять по описанию ее. Помешанная – вдохновение. В пьесе упоминается и о собаке, которая является связью человека с природой. Слепые начинают задавать друг другу и себе вопросы, в том числе, зачем их вывел на прогулку священник и куда он пропал». (https://infourok.ru/analiz-proizvedeniya-po-literature)
Бернард Шоу «Пигмалион» (Ирландия, премия 1925 год)
Пьеса имеет подзаголовок – «роман в пяти актах», таким образом, жанры драматического произведения как бы расширяются, выводят на новый уровень. Пьесы шоу называют «интеллектуальной драмой» - в них главный драматический конфликт основывается на философской или социальной дискуссии, а разрешение конфликта как правило состоит в победе одной из двух противоположных точек зрения на философскую или социальную проблему, рассмотренную в пьесе.
Проблема социального неравенства
Проблема воспитания и образования
Проблема классического английского языка.
В основе сюжета – древнегреческий миф о Пигмалионе, мастере-скульптуре, который создал совершенное творение и полюбил ее как живую женщину.
Главная идея пьесы: высшие классы отличаются от низших только одеждой, произношением, манерами, образованием — и эти социальные пропасти могут и должны быть преодолены. Для утверждения в обществе справедливости, утверждает драматург, главное — победить нищету и невежество.
«Мир никогда бы не был сотворен, если бы творец его боялся кого-нибудь обеспокоить. Творить жизнь - значит причинять беспокойство. Есть один только путь избежать беспокойства: убийство. Вы заметили, трусы всегда требуют, чтобы беспокойных людей убивали?»
«Научить чему-нибудь можно лишь при условии, что личность ученика – священна».
«Не способны ценить, то что имеете, так получайте то, что способны ценить!»
«Исправить произношение легко. Научить грамотно говорить – куда труднее».
Эрнест Хемингуэй «Старик и море» (Америка, 1954)
Повесть-притча на первый взгляд совсем не динамична, однако в ней заложено много смысла: здесь мечта и победа человека, борьба с самим собой на пределе человеческих возможностей, испытание духа, схватка с самой природой., тема одиночества и человеческого предназначения.
«Основная мысль произведения в том, чтобы показать человека в борьбе с самой природой, её созданиями и стихиями, а также борьба человека со своими слабостями. Огромный пласт авторской философии прорисовывается в повести чётко и ясно: человек рождён для чего-то определённого, овладев этим, он будет всегда счастлив и спокоен. У всего в природе есть душа, и люди должны уважать и ценить это – земля вечна, они – нет». (https://obrazovaka.ru/sochinenie/starik-i-more/analiz)
«Мысленно он всегда звал море la mar, как зовут его по-испански люди, которые его любят. Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно, но всегда как о женщине, в женском роде. Рыбаки помоложе <...> называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге».
Альбер Камю «Посторонний» (Франция, 1957 год)
Главного героя повести Мерсо словно лишен чувств, об этом говорит и название произведения: он относится к миру вокруг него отстраненно, обособленно, как будто происходящее где бы то ни было и кем бы то ни было его не волнует, как человека со стороны, как будто он – случайный прохожий, которого ничего не касается. И проявляется это во всем: даже в отношении к матери, которая доживает свой век в богадельне. Повествование ведется от первого лица, поэтому и стиль изложения скуп, отстранен.
Вчитайтесь в мысли главного героя. Никого не напоминает?
«Чтó мне смерть других людей, любовь матери, чтó мне его Бог, другие пути, которые можно бы предпочесть в жизни, другие судьбы, которые можно избрать, — ведь мне предназначена одна-единственная судьба, мне и еще миллиардам избранных, всем, кто, как и он, называют себя моими братьями. Понятно ли ему, понятно ли наконец? Все люди на свете — избранные. Других не существует. Рано или поздно всех осудят и приговорят. И его тоже. Не все ли равно, если обвиненного в убийстве казнят за то, что он не плакал на похоронах матери?»
Или:
«У священника выходило, что людской суд ничего не значит, важен только суд божий. Я сказал: меня-то осудили люди. Он возразил, однако этим не омыт мой грех. Я сказал: а мне неизвестно, что такое грех, мне объявили только, что я виновен. Я виновен и расплачиваюсь по счету, а больше с меня нечего спрашивать. Он снова поднялся, и я подумал — когда хочешь шевельнуться, в этой тесной камере нет выбора, только и можно встать или сесть».
Убийство герой тоже совершает совершенно отстраненно, не раскаивается сразу. И только перед казнью осознает, сколь много в жизни был лишен.
Проблемы
Нигилизм в 20 веке
Проблема веры и безверия
Проблема вседозволенности и подлинности выбора
О книге Гериха Белля «Глазами клоуна» (Германия, премия 1972 года) мы писали в первой статье.
В 1982 году премия была присуждена Г. Г.Маркесу за роман «Сто лет одиночества».
Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»
Слияние магизма и реализма.
Выдуманный город Макондо, но история Колумбия совершенно реальная – в течение 100 лет (частично отражено в названии). История рода (семьи) Буэндиа, тоже столетняя
Слово «одиночество», вынесенное в заголовок, имеет несколько значений. Это и одиночество личности в истории государства, и одиночество человека, не сумевшего найти близкого человека
«При помощи аллегории Габриэль Гарсиа Маркес изображает гибель, деградацию человечества. Аллегория заключается в основании и разрушении города. Роман "Сто лет одиночества" — многоплановая книга, в которой на примере шести поколений рода Буэндиа прослеживается история Латинской Америки, а также отразившаяся в ней история буржуазной цивилизации. Но это и история мировой литературы от античного эпоса до семейного романа. На примере семьи Буэндия, Гарсиа Маркес исследует эпоху эволюции человеческого сознания, прошедшую под знаком индивидуализма от истоков, у которых стоит пытливый и предприимчивый человек Ренессанса, до итога, воплощенного в образе полковника Аурелиано Буэндиа, индивида, ставшего жертвой пронизавшего все сферы процесса отчуждения, столь характерного для XX в». (https://www.referat911.ru)
«Благополучная старость - это умение договориться со своим одиночеством».
«Секрет спокойной старости — есть не что иное, как заключение честного союза с одиночеством».
«Однажды, когда тот подробно описывал ему механизм любви, он остановил его вопросом: "А что тогда чувствуешь?" Хосе Аркадио не замедлил ответить: - Это как землетрясение».
Уильям Голдинг «Повелитель мух» (Великобритания, 1983 год)
Антиутопия, роман-предупреждение, антиробинзонада
Дети оказываются на необитаемом острове. То, как они выстраивают отношения, как делятся на группировки, воссоздает мир в миниатюре. Каждый герой при этом –олицетворение определенного архетипа.
Джек – воплощение дикой отрицательной энергии, антилидер. Саймон – образ Христа.
Близнецы – предатели.
«Во все времена мухи считались олицетворением грязи, отравы и всякого рода заразы, болезни. В Библии же одно из представлений Дьявола так и называли — «Повелитель мух». В отдельности, без прочтения самой книги, название лишь олицетворяет нечто злое и дьявольское, но после ознакомления с текстом многие связующие ниточки между сюжетом и названием сразу же выплывут наружу».( https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-knigi-povelitel-mux-uilyam-golding)
Проблема цивилизации и общества
Проблема власти и форм правления
Проблема человеческих взаимоотношений
Проблема вседозволенности
«Когда ты главный, тебе приходится думать и надо быть мудрым, в этом вся беда. То и дело надо принимать быстрые решения. И тут поневоле будешь думать, потому что мысли - вещь ценная, от них много проку».
«Они хорошо понимали, какое чувство дикости и свободы дарила защитная краска».