Найти в Дзене

Тени нашего прошлого

Кому незнакома истина о "скелетах в шкафу" у каждой семьи. При этом у каждого поколения "эти скелеты" - свои. Сага Сары Блейк именно об этом. В центре повествования три поколения Милтонов - известной семьи, в руках которой когда-то были сосредочены немалые финансы, так называемые "старые деньги".

Середина тридцатых. Утверждение Гитлера в Европе. Но в Америке все спокойно. Просто каждый финансист вынужден решить для себя важный вопрос: на чьей стороне деньги? Правильно ли подрывать мировую экономику, выводя деньги с немецкого рынка? Можно ли закрыть глаза на бесчинства, которые творятся в Германии, и продолжать инвестировать ее заводы? И как ты можешь помочь еврейским детям из далекой Америки? Казалось бы, такие простые вопросы. Для нас. Живущих в двадцать первом веке. Для нас. Хорошо знающих историю двадцатого века. (Другой вопрос: смогли ли мы извлечь все уроки прошлого века).


Эви, внучка Огдена и Китти, преподаватель истории, на первом занятии нового учебного года, не зная еще о прошлом своей семьи,  интуитивно чувствует сложность подобного нравственного выбора.


"Если бы вы работали во второй башне Всемирного торгового центра и получили бы приказание вернуться на рабочее место после того, как рухнула первая, вы бы подчинились?
В аудитории стало совсем тихо.
— Что бы вы сделали? Я постоянно задаю себе этот вопрос. Встали бы из-за стола и начали спускаться по лестнице? Это паническое ощущение — что делать, что делать — и встреча с начальником, который велит вернуться на рабочее место, вернуться и ждать пожарных. Потому что таковы правила… — Она выдержала паузу. — Вы бы все равно пошли вниз? Или вернулись бы?
Эви окинула взглядом студентов.
— А если бы в 1939 году еврей попросил бы у вас укрытия, как бы вы поступили?
Она кивнула, обращаясь к сидящим в первом ряду:
— Стали бы рисковать своей жизнью и жизнью родных ради освобождения человека, превращенного в раба?
Теперь абсолютно все внимательно слушали".


Что НА САМОМ ДЕЛЕ сделали бабушка и дедушка Эви? Секреты Огдена, секрет Китти стали первыми тенями большой семьи Милтонов.
1959 год. Юность второго поколения. Мосс, Джоан, Эвелин. В Америке период антисеминтизма, до сих пор остро звучит и проблема афроамериканцев.


"Родная страна? Даже молчание здесь имеет цвет".


Мосс мечтает стать музыкантом, написать  музыку "новой Америки", он совсем не хочет продолжать семейное дело, дружит с Реджем и Леном, один - негр, другой - еврей. Джоан влюблена в Лена.


Чем закончатся эти отношения? Смогут ли герои сделать правильный выбор?


"– Послушай меня, Редж. Но ты же со мной, здесь. Мы можем сделать это реальностью, можем показать людям, что перемены грядут, что это возможно…
– Перемены? – повторил Редж.
Он удивлялся своей ярости. Все, что он держал в себе, все невысказанное теперь обрушилось на человека, сидевшего перед ним в шлюпке.
– Думаешь, можно что-то изменить, ничего не меняя? Думаешь, можно открыть дверь, оставив комнаты за ней точно такими же, как прежде? Входите, входите, пожалуйста, – но только ничего не трогайте и никуда не садитесь. Смотрите, куда ступаете. Это не перемены, приятель, – это званый ужин. Гости приходят, а потом расходятся по домам".

Наши дни. Жизнь внуков. Они совсе не богаты. Остров Крокетт теперь для них - финансовое бремя, однако Эви не готова расстаться с ним, ведь этот остров, этот дом - прошлое всей семьи. Думая о нем с любовью, она произносит фразу: "Остров собирал, а затем хранил их летние дни". 


"Лен слушал ее голос, описывающий Большой дом: тесные комнаты, стену над лестницей, где медленно и неторопливо двигались блики света. Джоан рассказывала все это с благоговением, словно зачарованная.
— Там нечего делать — нужно просто быть.
— Быть чем?
Джоан сморщила нос.
— Нами, — сказала она после недолгого молчания и посмотрела на него. — Милтонами.
Лен задумался.
— Это единственное место на земле, где я чувствую себя нормальной, — тихо сказала она".


Десятилетия дом копил их тайны, оставаясь важной константой Милтонов. Дом - это прошлое, но это и настоящее - "место, которое соединяет все фрагменты".


Тени прошлого остаются тенями, даже если мы узнаем правду. Они, эти тени, сопровождают нас, закрывают от нас солнечный свет, не позволяют чувствовать себя счастливыми. А тени, оставшиеся после родителей или бабушек и дедушек, становятся более прозрачными, но все такими же зримыми. Хотя бы потому, что ВСЕЙ правды нам не дано узнать.


"Герои – это люди, не поместившиеся в свое время. Большинство из нас, – она снова улыбнулась, – не такие. Историю иногда делают герои, но также ее всегда делаем мы. Мы, люди, которые неуклюже бродят вокруг, мешают или помогают герою из преданности, упрямства, веры или страха. Те, кто воздвигает стены, и те, кто их разрушает. Те, кто на фотографии с краю. Люди, которые смотрят. Толпа. Вы.
Все внимательно слушали.
– Поэтому сначала нужно познать себя, – подытожила она. – А затем оглянуться назад и разобраться в случившемся".

В целом очень даже неплохая книга. Ставшее в последнее время традиционным параллельное повествование позволило Саре Блейк раскрыть характеры героев, показать их живыми, способными и на хорошие, и на подлые поступки,  и на раскаяние. Пожалуй, главный недостаток - финал. Та часть, где раскрывается большая часть секретов, получилась скомканной, не оставляет целостного впечатления.

Что же в жизни самое главное? Повествование о нескольких поколениях одной семьи - это история любви, история верности и предательства, покаяния и прощения.


"Любовь не начинается и кончается так,  как нам кажется. Любовь-это борьба, любовь- это война; любовь-это взросление."