Найти тему

Пруссы (часть третья)

Прусское общество к моменту появления рыцаря Тевтонского ордена можно охарактеризовать как патриархальное, то есть общество, в котором главную роль играли мужчины. Согласно Христбургскому договору 1249 года и данным Петра Дусбурга, мужчина- прусс пользовался в семьи неограниченной властью. Он мог продавать в рабство или убить сам или с помощью других, любого члена семьи. Наследование имущества шло только по мужской линии. Жён покупали поэтому они находились полностью под властью мужа , жена не ела с мужем за одним столом и каждый день должна была мыть ему ноги. Встречались случаи, когда отец и сын на общие деньги покупали жену отцу, а после его смерти мачеха становилась женой сына. Естественно что местный прусские женщины стоили дорого, а поэтому дешевле было купить женщин захваченных воинских набегах. Вероятно, именно этим объясняется то, что на могильниках Калининградского полуострова встречается Много погребений женщин с других территорий, например с Готланда.

-2

На территории Пруссии шёл активный процесс диффенерефикации общества. По данным Вульстана, которые относятся к концу IX века, в местном обществе можно выделить три социальные группы: знать, свободные и рабы. В категорию знать и входят богатейшие и благороднейший кунинги (короли или князья). Просто знать выделялась тем, что пьёт кобылье молоко, или кумыс . Второй свой общества- свободные общинники, которые Вульстан определяет как свободных бедных. Они пьют медовуху как и третий слой рабы.

-3

По документам и хроникам тринадцатого века можно говорить о том, что за четыре века в прусское общество значительно эволюционировало. Однородная свободное население IX века общинники- В тринадцатом веке расслаивается на свободных и свободных зависимых, что ассоциируется социальным развитиями Древней Руси IX века(свободные-смерти,свободные зависимые-закупы и рядовичи). Изменения происходят и в слое знати, которая в немецкой традиции получает Название нобилитет. Здесь активно выделяется представители служивой знати-дружинники.

В ранних письменных источниках до середины XIV века верованиям пруссов уделяется сравнительно мало внимания. Согласно Петру Дусбургу, пруссы всю природу почитали вместо Бога, а именно Солнце, Луну и звёзды гром, также четвероногих, вплоть до жаб. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать ,или ловить рыбу .Местами отправления культа являлись священные рощи. Сильно развиты были представления о загробной жизни, связанные с погребальным культом . Мёртвых сжигали специальных святилища, при этом не должно было остаться ни одной несожжённой кости. Случалось, что с умершими нобилями сжигалось оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящиеся к военному делу. С незнатными сжигало ,то что относилась к их занятию.

-4

Самая яркое описание похорон умершего прусса- эста представлена в рассказе Вульстана."Есть у эстов обычай, что когда человек умирает, он лежит в своём доме, не сожжённый, со своими родственниками и друзьями месяц, а иногда и два. А Король и другие люди высшего сословия- ещё дольше, в зависимости от того, насколько они богаты иногда время пока тело находится в доме, они должны пить и участвовать в состязаниях до того дня, когда его сожгут. Затем в тот день, когда они понесут его на костёр, они делят его имущество, которое осталось после возлияний и состязаний, на пять или шесть, а иногда и больше частей , в зависимости от количества его имущества. Затем они кладут самую большую часть его на расстоянии одной мили от города, затем другую, затем третью, пока оно всё не будет разложено в пределах одной мили, а последняя часть должна лежать ближе всего к городу, где находится покойник. Затем на расстоянии примерно пяти или шести миль от имущество должны быть собраны все люди, которым принадлежат самые быстрые кони в этой земле. Затем они все устремляются к имуществу, тогда человеку, владеющему самым быстрым конём, достаётся самое первое и самая большая часть, и так одному за другим, пока не возьмут это всё, и меньшую часть берёт тот, кому достанется имущество лежащие ближе всего к городу. И тогда каждый едет своей дорогой с имуществом и может всем им владеть, и потому самый быстрые кони там невероятно дорогие. И когда его имущество таким образом разделено, его выносят и сжигает с его оружием и одеждой. И чаще всего его состояние , рассчитывают за долгое время, пока покойник лежит в доме, и тем что они кладут на дороге и зачем устремляется чужаки и забирают".

-5

Описание обряда вызывает недоумение у многих исследователей, которые считают что Вульфстан смешал несколько разных обычаев. Наибольшие Сомнения вызывает беспорядочная трата движимого имущества умершего.

На наш взгляд, Вульфстан ничего не напутал. Можно предположить как минимум два объяснения данного сюжета. В период отцовского рода, когда власть мужчины становится неограниченной, они стараются закрепить порядок наследования имущества только за своими прямыми наследниками , в первую очередь сыновьями. Известно что когда мужчина требовал уничтожения всего своего движимого имущества, которая сжигалась на погребальном костре или раздаривалась в случае отсутствия наследника. У племён юго-восточной Прибалтики единственным наследником признавался родной сын. Поэтому Возможно, что в данном случае Вульфстан был свидетелем или с чьих-то слов описал обряд связанные со смертью представителя знати, не оставившего наследника.

Второе объяснение можно предположить, исходя из процесса дифференциации варварского общества. Появление военных вождей и их ближайшего окружения, дружинников-явление общее для всех территорий. Возможно, что похороны такого вождя и описаны у Вульфстана. А поскольку вождь получил имущество в результате деятельности организации, который он возглавлял, любой из её членов мог, скорее всего претендовать на какую-то часть этого имущества.

-6

Продолжение следует...

Понравилась статья ставь лайк и подписывайся, будет ещё много чего интересного.