Найти тему
Николай Утешев

Служба в ГСВГ. 730 незабываемых дней. А какой день был самым незабываемым?

Всем привет!

В наше время служили всего два года. Весьма небольшой отрезок жизни. Но до сих пор снится армия. Поделился этим со своими друзьями. И оказалось, что они тоже до сих пор видят армейские сны. Вот как запала нам в память служба.

Но не только во сне, а и наяву вспоминаем мы годы службы. Причём в памяти всплывает только хорошее, а всё плохое отходит на второй план. Почему так? Думаю, что вспоминая об армии, мы возвращаемся в свою молодость. А молодость прекрасна всегда.

Я призывался в армию 4 мая. И ровно через два года 4 мая встал на учёт в военкомате. Так что прослужил все 730 незабываемых дней.

А какой день был самым светлым из них? Смешно сказать, но для меня самым светлым днём была тёмная ночь. Не знаю почему, но у нас дембелей всегда увозили из части после отбоя. Без разницы, уезжали мы досрочно по дембельскому аккорду или в общем порядке. С чем это было связано - не знаю.

Мы, трое питерцев - Звонарёв Саша, Иванов Виктор и я - завершили дембельский аккорд по строительству офицерской бани. Все основные работы были выполнены, мы на дорожку отметили там предстоящий дембель и даже искупались в бассейне.

ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕМБЕЛЬСКОГО АККОРДА ВТОРОЙ СЛЕВА ВИКТОР ИВАНОВ, В ЦЕНТРЕ АЛЕКСАНДР ЗВОНАРЁВ.
ЗАВЕРШЕНИЕ ДЕМБЕЛЬСКОГО АККОРДА ВТОРОЙ СЛЕВА ВИКТОР ИВАНОВ, В ЦЕНТРЕ АЛЕКСАНДР ЗВОНАРЁВ.

Звонарёв сразу откололся от нас, решив лететь самолётом. А мы с Виктором получили сопроводительные документы и расписались за сохранение военной тайны сроком на 5 лет. Затем пошли собирать подписи на обходные листки. У меня не хватало взятой в библиотеке книжки - может кто-то взял почитать в караул. Но библиотекарша без слов подписала мне бегунок.

На дивизионе попрощался со всеми друзьями и посидел с ними на дорожку. А потом уже после отбоя началось самое главное действие - обход двух дивизионов. Мы заходили в каждую комнату и прощались со всеми за руку. Без разницы, какого призыва был солдат. Всё равно желали каждому скорейшего дембеля, а в ответ слышали пожелания счастливого пути.

Это заняло довольно много времени, поскольку надо было пожать полторы сотни рук. Но таков был обязательный ритуал, который был введён ещё задолго до нас. И с нами точно так же прощались предыдущие дембеля, покидавшие нашу часть.

Но вот прощание со всеми закончено и мы спустились вниз к автобусу. Уже была глубокая ночь, но у входа в казарму ждали меня все мои верные друзья. Пришёл попрощаться и мой командир взвода Укладчиков Анатолий Петрович. Это сильно меня удивило и тронуло. Пришёл, не смотря на то, что уже ночь и от ДОСов до казармы неблизкий путь. А к Виктору его комбат не пришел прощаться.

МОИ ДРУЗЬЯ
МОИ ДРУЗЬЯ

ЗДАНИЕ КАЗАРМЫ
ЗДАНИЕ КАЗАРМЫ

КОМАНДИР 5-ГО ВЗВОДА УКЛАДЧИКОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ
КОМАНДИР 5-ГО ВЗВОДА УКЛАДЧИКОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ

Было и радостно и грустно. Обнялся со всеми, в который раз обменялись взаимными напутствиями, и мы сели в автобус. Перед выездом из части вышли и попрощались с двумя нашими ребятами, которые несли службу на КПП-1.

БЕТОНКА ОТ ЛИХЕН-2 ДО СТАНЦИИ
БЕТОНКА ОТ ЛИХЕН-2 ДО СТАНЦИИ

Несколько километров по бетонке и вот уже платформа с табличкой Hohen Lychen. В переводе - ВЫСОКИЙ ЛИХЕН. Здесь мы сели в ночную электричку и добрались до Франкфурта на Одере. Путь знакомый ещё по командировкам в Брест.

Во Франкфурте попрощались с сопровождавшим нас офицером с 1-го дивизиона и сели в воинский эшелон. И снова знакомый маршрут через всю Польшу.

В нашем вагоне ехало в командировку какое-то воинское подразделение. Вроде за новой техникой для их части. Познакомились с их дембелями. После возвращения они тоже должны были отправиться на ДМБ.

В Польше на каждой остановке опять шла бойкая торговля с поляками. Их не интересовали ни злотые, ни марки. Только советские рубли.

Торговали через окна по принципу ИЗ РУК В РУКИ. Но один поляк отважился забраться в тамбур, за что сразу и поплатился. Весь его товар отобрали, а самого вытолкали из вагона.

Вот уже миновали Варшаву и Тересполь. И поезд нырнул в длинный коридор из колючей проволоки, который тянулся по обе стороны границы. И наконец первая пограничная станция Советского Союза - Брест.

-7

На вокзале мы с Виктором взяли билеты до Ленинграда. До отъезда оставалось ещё несколько часов. Мы сдали чемоданы в камеру хранения и решили прошвырнуться по городу.

На одной из улиц нам повстречались две девицы примерно нашего возраста. Какой усатый ефрейтор! - сказала одна из них, явно желая познакомиться. Но знакомства не получилось. Я что-то застеснялся и мы молча разминулись с ними. Может оно и к лучшему - а то не доехали бы до дома.

-8

Зашли в сберкассу и сняли с книжки рубли. У меня там за полгода командиром отделения и разъездных было порядка сорока рублей, у Виктора только дорожные.

Оставалось ещё несколько часов до поезда. В Брестскую крепость мы не пошли, поскольку я там уже был во время одной из командировок. И даже сфотографировался в крепости.

ВХОД В БРЕСТСКУЮ КРЕПОСТЬ
ВХОД В БРЕСТСКУЮ КРЕПОСТЬ

Поэтому остаток времени до поезда мы решили посвятить культурному досугу. Для этого зашли в гастроном и купили бутылку водки с закуской. Присели на скамейку, маленько выпили и закусили. Сильно напиваться пока что не стали - опасались нарваться на патруль.

И ещё мне запомнился один казус в Бресте. В части мы пели дембельскую песню, где были такие строчки:

Качается вагон, качается вагон. И первая бутылка открывается. Кончается перрон, кончается перрон. И дембель нам в окошко улыбается.

И я договорился с друзьями, что пришлю в часть телеграмму и напишу, где открылась у нас первая бутылка. Зашли на почту, и я написал такой текст: Первая открылась в Бресте. Ждём.

Но приёмщица отказалась её посылать, сказав, что кодированные телеграммы они заграницу не отправляют. Пришлось переделать на: Мы уже в Бресте. Ждём.

После этого мы с Виктором вернулись на привокзальную площадь и стали ждать свой поезд. А на платформе перед нами разворачивалась интересная картина. Вся платформа была заполнена новобранцами нынешнего майского призыва. Одеты они были ещё по гражданке. Похоже, что трезвых среди них вообще не было. Понятно, что над площадью стоял мат-перемат, тут и там между ними возникали драки. Сопровождавшие эту команду сержанты держались в сторонке и не вмешивались. А то могло и им перепасть.

ПЛАТФОРМА БРЕСТСКОГО ВОКЗАЛА
ПЛАТФОРМА БРЕСТСКОГО ВОКЗАЛА

Но вскоре они убыли к месту назначения. А там объявили посадку и на наш поезд до Витебского вокзала. Как ехали до Питера - плохо помню. Поскольку в поезде мы добавили капитально. Меня с непривычки развезло, я заснул, и Виктор разбудил меня как раз в тот момент, когда в окошке показалась табличка ЛЕНИНГРАД. Прям как в той песне: Варшава-Брест, колёсики стучат. И в серой дымке показался Ленинград.

Вот таким был наш путь домой. Всем удачи!

#гсвг #дембель #советская армия #брест #дмб #служба в армии