Цикл публикаций о Бурятии продолжает статья о традиционном бурятском музыкальном творчестве, а именно, о струнных музыкальных инструментах бурят.
Все народные музыкальные инструменты, в том числе и из азиатской культуры, менее известны широкой публике, чем симфонические, которые задействуются в современном академическом музицировании.
Однако у каждого народа есть своя традиционная музыка и свои традиционные инструменты, которые являются неотъемлемой частью народного творчества.
Продолжая знакомство с музыкальными инструментами Бурятии, хочется в очередной раз отметить схожесть культур многих, родственных с бурятами, народов. Развёрнутый пост о морин хуур с видеоматериалом – полное тому подтверждение. Перекликаясь с другими культурами, внутри этноса довольно часто встречаются некоторые различия, зависящие от «малой родины», то есть места проживания определённой группы людей, входящей в состав одного большого народа.
Нынешний возрастающий интерес к наследию прошлого, к традициям и национальным корням позволяет не утратить связи с опорами, на которых сосредоточены составляющие национальной культуры. Обращение к традиционному искусству обеспечивает сохранение культурного фонда, формирует преемственность и позволяет передавать мастерство новым поколениям уже на профессиональном уровне.
Музыкальный фольклор и песенная культура бурят имели несколько сот народных напевов и наигрышей, основанных на использовании элементов монгольского музыкального и песенного творчества.
Исторически сложилось так, что между этими народами много общего: праздники, язык, традиции, обычаи, костюм быт, кухня и, конечно, музыкальные инструменты.
Чанза, ятага, иочин, хуур, морин хуур, их хуур, сууха хуур, топшуур, аман хуур – струнные музыкальные инструменты бурят, имеющие аналоги в Калмыкии, Тыве, Якутии, Монголии, Китае, других республиках и странах.
Бурятская чанза или шаанза – четырёхструнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент со своеобразным дребезжащим звучанием и тембром, который получается благодаря змеиной коже, обтягивающей корпус. Струны сейчас изготовляют из лески, но в традиционном инструменте они были выполнены из шёлковых нитей или жил животных.
Чанза бывает и с тремя струнами. Музыкальный инструмент имеет китайское происхождение и широко распространён не только у бурят, но и у монголов, тувинцев и родственных народов.
Чанза по внешнему виду имеет сходство с русской домрой, а по звучанию ближе к банджо или мандолине. Есть несколько видов чанзы, отличающихся друг от друга размерами: чанза-прима, чанза-тенор, чанза-альт, чанза-бас.
Монгол-шанза – музыкальный инструмент китайско-монгольского происхождения. Как и у чанзы корпус шанзы обтянут змеиной кожей. В отличии от чанзы монгол-шанза имеет длинный гриф.
Иочин (йочин) – имеет сходство со струнными ударными инструментами других стран: цимбалы (Белорусия), цамбал (Венгрия, Молдова, Румыния), сантур (Армения), чанг (Узбекистан). Звук иочина создает иллюзию хрустальной россыпи, а извлекается из струн с помощью пары гибких бамбуковых (деревянных или тростниковых) палочек.
Ятага (ятга, ятаг, ятх) – этот древнейший щипковый инструмент, напоминающий по звучанию арфу, появился при дворе китайского императора и укоренился в бурятской культуре. Струны защипывают пальцами правой руки, а левой рукой нажимают на струны, таким образом происходит вибрация звука.
Хуур – четырёхструнный деревянный струнно-смычковый музыкальный инструмент. До недавнего времени имел две струны, которые выполнялись из конского волоса. Смычок также делали из волос конского хвоста. Традиционный хуур имеет размер меньше, чем морин-хуур, а гриф короче. Гриф музыкальных инструментов (хуур, морин хуур) украшен резьбой в виде головы коня. Хуур является одним из самых любимых музыкальных инструментов бурят. Звучание старинного инструмента похоже на звук человеческого голоса, а современные инструменты обладает очень широким диапазоном.
Хуур, наряду с другими 28 народными инструментами, включен в список всемирного наследия Юнеско, в сокровищницу культуры, как музыкальный струнно-смычковый инструмент тюрко-монгольских народов, особенно востребованный певцами-сказителями (улигершинами).
Морин хуур – традиционный музыкальный инструмент, который считается символом монгольского народа. Музыкант играет на вертикально поставленном инструменте в сидячем положении, удерживая его между коленями (подобно виолончели). Морин хууру Наше Наследие уделило особое внимание.
Их хуур – инструмент родом из Монголии, разновидность морин хуура. Их хуур имеет большой размер и контрабасовый регистр.
Топшуур – щипковый музыкальный инструмент с двумя струнами из лески и грифом в форме головы лебедя. Корпус может быть деревянным или обтянут козьей шкурой. Способ игры – бряцание. Хоринские буряты почитают лебедя как своего предка, а представители других бурятских племен считают лебедя неприкосновенной птицей. Лебедь – тотемная птица. О лебеди складывают легенды, а образ птицы украшает изделия народного творчества ( в том числе петроглифы, орнамент).
Сууха хуур – родственник традиционного музыкального инструмента хуур, но для изготовления корпуса используется мочевой пузырь быка. Уникальные звуки, напоминающие звуки степи, получаются именно благодаря использования для производства сухаа хуур природного материала животного происхождения.
Аман хуур – маленький губной щипковый музыкальный инструмент (язычковый идиофон) – разновидность варгана. Аман хуур вырезают из кости, дерева или делают из металла. Для игры на инструменте требуется умение правильно дышать. Форма инструмента может слегка варьироваться.