Сто восемьдесят пять лет... Бездна времени по меркам человеческой жизни, не так ли? Но не такой уж великий срок в судьбе настоящего произведения искусства. Утрачена связь простого зрителя с контекстом эпохи? — бесспорно. Зато видно истинное значение творчества великого мастера. Ибо великое всегда лучше видится на расстоянии.
Пусть малые детали истории теряются в дымке прошлого: мы с Вами видим Ивана Николаевича Крамского настоящей (как сказал бы классик) «глыбой» русской культуры, её огромным и уникальным феноменом. Столь огромным, что не уместился в рамки чужих стилей и создал свой собственный. Столь уникальным, что вдохновил множество последователей и в конце концов предопределил развития русского изобразительного искусства второй половины XIX века.
Ивану Николаевичу было недостаточно изображать облики своих героев, и потому на полотнах он воссоздавал их характеры. Ему было тесно в рамках одного жанра, и потому он покорил их все. Наступила эпоха перемен — и он стал одним из столпов передвижничества. Пришла пора говорить со зрителем об актуальном — и его картины подняли тему морали и этики в современном автору обществе.
Со дня рождения Крамского минуло 185 лет, а он по-прежнему с нами. Это его стараниями по сей день смотрят на нас живые глаза Льва Николаевича Толстого и Николая Алексеевича Некрасова. Это его усилиями мы с Вами можем не полагаться на черно-белые архивные кадры, а воочию лицезреть думы и чувства грозного императора и безвестного батрака, чьи лики с одинаковой честностью и достоверностью воссозданы кистью Ивана Николаевича.
185 лет — время подводить итоги и размышлять о перспективах. Гуляя по музею-квартире Архипа Ивановича Куинджи, самое время ощутить непреходящую актуальность полотен Крамского, экспонирующихся там. Ведь в середине позапрошлого века русская живопись остро нуждалась в пришествии реализма.
Ровно так же, как сегодня она нуждается в победе метамодерна над тяжким мороком постмодернизма. И значит — работы великого новатора и неизменного «культурного маяка» русской живописи Ивана Николаевича Крамского всё так же актуальны, как и полтора столетия назад. Посетите экспозицию «Правда и поэзия жизни» сами, дорогой читатель. И сами убедитесь в том, что мы правы.
Автор: Лёля Городная