Найти тему
Владимир Нагирняк

«Малютки» -разведчики: как советские подлодки действовали на Ладоге

В "Профиле" вышла моя статья о необычном слиянии функций подводников и разведчиков в действиях советских подводных лодок на Ладожском озере.

"М-77" или "М-79" на Ладожском озере
"М-77" или "М-79" на Ладожском озере

Действия подлодок на Ладожском озере является необычным эпизодом в истории советского подплава. Переброшенные туда в 1943-м «малютки» играли на Ладоге роль подводных разведчиков. Вместо атак вражеских кораблей их экипажи занимались сбором сведений о враге и даже пытались взять языков, что является нонсенсом в истории подводной войны.

Приказ наркома

Летом 1942 года у Ладожской военной флотилии (ЛВФ) появился новый противник - флотилия объединённых сил Германии, Италии и Финляндии, сформированная для уничтожения советских кораблей на Ладоге и пресечения доставки грузов в Ленинград. Она состояла из десантных барж, торпедных катеров и других кораблей, общей численностью свыше 20 единиц. На озере начались тяжелые бои, где обе стороны нападали на конвои, обстреливали береговые позиции, высаживали десанты и ставили мины.

Разгром вражеского десанта на остров Сухо и уход в октябре-ноябре 1942-го большей части немецких десантных барж в Финский залив, обеспечили господство ЛВФ на озере. Этот факт позволил ее кораблям осуществлять воздействие на фланги вражеской армии на карельском и олонецком направлениях, создав зону безопасности у своего побережья.

Однако у советского командование имелись опасения, что в 1943-м враг снова попробует перебросить на Ладогу по железной дороге свои катера и малые корабли в рамках подготовки возможного летнего наступления на Ленинград. 14 мая Нарком ВМФ СССР приказал командованию Краснознаменного Балтийского флота перевезти по железной дороге из Ленинграда на Ладогу две подводные лодки «М-77» и «М-79». Они должны были вести систематическую дальнюю разведку на подступах к базам противника в северной части Ладожского озера.

Обе «малютки» относились к лодкам серии VI-бис. Эти 37-метровые субмарины водоизмещением в 157 тонн были вооружены двумя торпедными аппаратами, 45-мм орудием и пулеметом. Они давали 11 узлов над водой и 6,4 узла в подводном положении. Их экипаж состоял из 17 человек. К тому моменту боевая деятельность «М-77» и «М-79» исчерпывалась лишь походами в 1941-м, так как далее лодки стояли в Ленинграде. Теперь же им был дан шанс продолжить ее на Ладоге.

Перевозка «малюток» началась 25 июня 1943-го, когда первой в путь отправилась «М-77». Частично разобранную, ее погрузили на две ж/д платформы и отправили на базу ЛВФ в Новую Ладогу, где лодку должны были собрать заново и спустить на воду. Скорость состава в дороге не превышала 10 км/ч, хотя он мог двигаться быстрее. Но в пути ему встречалось много высоковольтных линий, протянутых над рельсами. Поэтому транспортировку лодки на Ладогу обеспечивали бригады электриков, снимавших провода перед ее приближением.

После переброски «М-77» в путь отправилась «М-79». К июлю 1943-го обе «малютки» были перевезены в Новую Ладогу, где началась их сборка. «М-77» первой вступила в строй и уже 5 августа она вышла в трехдневное учебное плавание на озере. «М-79» вступила в строй значительно позднее и только в конце сентября смогла впервые выйти в боевой поход.

Целиком статью можно прочитать здесь:

"Малютки"-разведчики: как советские подлодки действовали на Ладоге