Найти тему
Коудайс МКорма

Диагностика систем транспортировки яйца кур-несушек и мониторинг прочности скорлупы как инструменты снижения технологического брака на птице

Сергей ШАРПИЛО,
технолог по птицеводству ООО «Коудайс МКорма»
Александр ЯЛОВЕНКО,
технический специалист ООО «Коудайс МКорма»

Журнал «Моя Сибирь», май 2022 года

Пищевое яйцо, получаемое на птицеводческих предприятиях, является конечным этапом длинной производственной цепи, каждое звено которой вносит свой определенный вклад в обеспечение потребителя качественным продуктом. При этом в каждом звене есть ряд элементов, где могут иметь место различные отклонения, приводящие к увеличению технологического брака. Поэтому важен строгий контроль каждого производственного этапа, в том числе технологических факторов, таких как работа систем транспортировки, а также биологических, влияющих на качество конечного продукта.

Путь к потребителю начинается после снесения, как только яйцо покидает клетку. Маршрут следования пищевого яйца может в значительной степени отличаться на разных предприятиях в зависимости от типа клеточных и транспортировочных систем, размера птицефабрики, системы сортировки и упаковки, особенностей логистики.

При транспортировке скорлупа яйца может быть повреждена и иметь различные дефекты: бой, насечка, трещина, вмятина или прокол. По этой причине все манипуляции с яйцом после снесения требуют особого внимания.

В каждой транспортировочной системе имеются свои «узкие места», «критические точки» требующие особого контроля. Необходимо внимательно проанализировать маршрут следования яйца от снесения до упаковки: наблюдаются ли соударения на пути, не катится ли яйцо слишком быстро, плавные ли переходы и стыки между конвейерами, плавно ли упаковывает машина.

Рис.1
Рис.1

Для «диагностики» пути транспортировки яйца и выявления критических точек специалисты «Коудайс МКорма» используют специальный прибор «Электронное яйцо», имитирующее по форме, размеру и массе обычное куриное яйцо. Прибор представляет собой устройство, оснащенное специальными датчиками, которые регистрируют удары и столкновения, получаемые при движении по транспортировочной системе. Регистрируются как сила, так и количество соударений, которые посредством Wi-Fiпередаются на планшетный компьютер в режиме реального времени и представляются в виде графиков (фото 1). Таким образом можно оперативно определить на месте критические точки и принять необходимые меры. Сила ударов выражается в единицах «g» (9,8 м/с²). Для яиц, имеющих нормативную прочность скорлупы, все соударения в процессе транспортировки можно условно разделить на: сильные - более 40 единиц g, средние – 25-40 единиц g и слабые – менее 25 единиц g.

Рис.2. «Электронные яйца»
Рис.2. «Электронные яйца»

В качестве примеров ниже приведены результаты измерений на предприятиях наших партнеров.

При переходе из клетки на ленту яйцесбора первое соударение яйцо получает или с ограничивающим бортиком, или с другим яйцом, лежащем на ленте (фото ниже).

Рис.3. Переход из клетки на ленту яйцесбора
Рис.3. Переход из клетки на ленту яйцесбора

В данном примере (фото 3) при столкновении с бортиком наблюдаются слабые соударения не выше 25 единиц. Сильные соударения до 60 единиц фиксируются при столкновении с другим яйцом на ленте, что является характерным для подобных переходов. Оптимальным решением здесь является установка специальных струн «эггсейверов», затормаживающих яйцо на краю полика клетки, снижающих скорость скатывания и позволяющих снизить силу соударений в 1,5-2 раза.

Рис.4. Струна «эггсейвер»
Рис.4. Струна «эггсейвер»

Встречаются примеры, когда сильные соударения наблюдаются также и при столкновении яйца с бортиком яйцесбора. Сила удара в таких случаях зависит от типа бортиков, возможного их провисания, уклона поликов клеток. На одной из фабрик наблюдались соударения средней силы и сильные до 28-46 единиц при контакте с огранивающим бортиком. Решение в данном случае - закрыть бортик (фото 5) ударопоглощающим материалом, что позволяет снизить силу соударений почти в 2 раза (в зависимости от типа и характеристик ударопоглощающего материала).

Рис.5. Закрытый бортик
Рис.5. Закрытый бортик

Далее с лент яйцо перекатывается на транспортеры, которые доставляют его на центральный пункт сбора (в зависимости от типа оборудования и системы сбора). В следующем примере, как на фото 6, при переходе яйца с ленты яйцесбора на транспортер, были зафиксированы сильные соударения до 60 единиц, которые могут повредить даже изначально крепкое яйцо. После замены металлической переходной планки на пластиковую и регулировки перепада уровней, сила соударений не превышала 20 единиц (слабые соударения).

Рис.6. Переход с ленты яйцесбора на транспортер
Рис.6. Переход с ленты яйцесбора на транспортер

Также яйцо может получать сильные удары при переходе между транспортерами. В следующем примере на фото 6 на одном из таких переходов фиксировались соударения средней силы и сильные - до 40-50 единиц. После регулировки и снижения перепада уровней между транспортерами сила соударений не превышала 25-30 единиц.

Рис.7. Переход между транспортерами
Рис.7. Переход между транспортерами

В цехе сортировки и упаковки также возможны критические места. К примеру, переход с общих транспортеров, доставляющих весь поток яйца на распределительный стол. В одном из примеров соударения доходили до 40-66 единиц (средней силы и сильные). После регулировки переходной планки и установки сетчатых «шторок», снижающих скорость скатывания яйца, соударения снизились до 24-38 единиц (фото 8).

Рис.8. Переход на распределительный стол
Рис.8. Переход на распределительный стол

Для сохранения качества яйца важно, чтобы переходы транспортировочной системы были максимально плавными. Огрехи на участках соединения элементов систем транспортировки могут приводить к увеличению насечки и боя до 10%. Кроме того, яйцо может повреждаться от работы перекладчиков или упаковщиков в цехе сортировки. Очень важно, чтобы машины были откалиброваны, синхронизированы и регулярно проверялись. При грамотно настроенном оборудовании количество насечки может не превышать в среднем около 2% (в зависимости от возраста птицы и длины транспортировочного пути). Чем длиннее путь транспортировки яйца, тем более тщательный и регулярный требуется мониторинг.

Следует также отметить, что вне зависимости от изначальной прочности скорлупы, чем большее количество столкновений получает яйцо в процессе транспортировки и чем выше их сила, тем больше вероятность появления насечки. Любые соударения негативно сказываются на прочности скорлупы, и даже в случае их полного отсутствия большое количество столкновений средней силы, в конечном итоге, может привести к повреждению скорлупы.

Поэтому важно максимально оптимизировать и улучшать транспортировочную систему в выявленных проблемных местах для снижения количества и силы соударений в процессе транспортировки за счет более точной настройки или, например, применения ударопоглощающих материалов, а также проводить ее регулярный мониторинг. Все эти приемы не требуют больших капиталовложений и показывают хороший результат.

Помимо описанных выше технологических факторов, существенное влияние на количество технологического брака оказывает изначальная биологически обоснованная прочность скорлупы, характеризующая уровень боя и насечки. Данный показатель зависит от множества биологических факторов: кросса, возраста птицы (с увеличением возраста характерно снижение прочности скорлупы), ветеринарной ситуации (в частности, присутствие различных пневмотропных инфекций, таких как Микоплазмоз, ИБК, НБ, ССЯ, ГП), кормления (особенно качество источников кальция, обеспеченность витамином Д3 и др) и различных стресс-факторов, влияющих на состояние птицы (микроклимат, освещение, плотность посадки и др).

Для оценки прочности скорлупы специалистами компании «Коудайс МКорма» используется объективный прямой метод измерения с помощью специального прибора Futura (фото 8). Устройство определяет минимальную силу, необходимую для нарушения целостности скорлупы. Полученные значения измеряются в ньютонах (Н).

Рис.9. Прибор FUTURA
Рис.9. Прибор FUTURA

Как основной показатель учитывается средняя прочность скорлупы от выборки, а также однородность и количество слабого яйца. Яйцо отбирается непосредственно с лент яйцесбора до начала транспортировки для максимального исключения влияния соударений. Объём выборки и место отбора определяется в зависимости от поголовья птицы в корпусах, цехах и количества ярусов.

Используются разные варианты анализа результатов измерений: как в целом динамики прочности скорлупы по птицефабрике, так и отдельно по корпусам, возрастам, ярусам.

При интерпретации результатов в качестве «базового» используется, как правило, график прочности скорлупы, разработанный De Heus Animal Nutrition (рис. 10) – нидерландского партнера компании «Коудайс МКорма». Он отображает динамику снижения прочности в соответствии с возрастом, что характерно для большинства стад кур-несушек при оптимальных условиях кормления и содержания птицы. Синяя линия на графике - рекомендуемая средняя прочность, зеленые линии - верхний и нижний предел вариации прочности скорлупы.

Рис.10. Стандартный график прочности скорлупы
Рис.10. Стандартный график прочности скорлупы

Также для интерпретации могут применяться данные генетических компаний, таких как, например, Hy-Line, Hendrix Genetics, представляющих развернутую информацию по возрастам. По нашим наблюдениям в норме средняя прочность яиц кур-несушек в возрасте 20 недель составляет не менее 40-45Н, а к возрасту 80 недель постепенно снижается до 33-40Н. Зачастую данные по прочности скорлупы на птицефабриках отличаются от стандартных графиков, что зависит от множества факторов: типа оборудования, условий содержания птицы, технологии кормления, состава и питательности комбикормов, качества сырья, а также ветеринарной ситуации. Это подтверждается примерами графиков средней прочности скорлупы различных российских предприятий на рисунке 11. На графике представлены данные с пяти птицефабрик (кроссы птицы Браун Ник, Хайсекс Браун, Ломанн Уайт), построены они специалистами «Коудайс МКорма» на основе результатов измерений, собранных за период от 3 до 8 месяцев. График наглядно демонстрирует отличия как между разными кроссами, так и одинаковыми кроссами на разных предприятиях.

Рис.11. Графики прочности скорлупы разных птицефабрик
Рис.11. Графики прочности скорлупы разных птицефабрик

Поэтому, на наш взгляд, наиболее оптимальным и эффективным для контроля прочности скорлупы является использование индивидуальных нормативных графиков для каждой конкретной птицефабрики, выведенных на основе длительной работы и регулярных измерений.

Рис.12. Нормативный график прочности скорлупы птицефабрики
Рис.12. Нормативный график прочности скорлупы птицефабрики

На рисунке 12 представлен пример нормативного графика средней прочности скорлупы на птицефабрике (кросс Хайсекс Браун), построенного на основе ежемесячных измерений, собранных за 1 год совместной работы. Точками обозначены плановые измерения. Использование такого графика и регулярное проведение измерений позволяет получать более точную картину по тем или иным возможным отклонениям прочности скорлупы по возрастам и корпусам и принимать необходимые меры по выявлению причин и поиску решений.

В заключение следует отметить, что регулярная работа с приборами «Электронное яйцо» и Futura дает возможность снизить экономические потери предприятий, занимающихся производством как пищевого, так и инкубационного яйца за счет контроля качества скорлупы и снижения потерь при транспортировке. Так, к примеру, диагностика и оптимизация транспортровочной системы, проводимая специалистами компании «Коудайс МКорма» на предприятиях партнеров, позволила снизить объем технологического брака яйца на 2-5%. Экономическая выгода от этого существенна.

Компания «Коудайс МКорма» оказывает своим партнерам комплексное техническое сопровождение, применяя новейшие технологии кормления и содержания, которые позволяют в том числе снизить технологический брака яйца и улучшить показатели себестоимости производимой продукции.