Цифровые технологии и устройства сопровождают наших детей с самого рождения. Сначала электронные игрушки, потом мамин планшет и папин смартфон, ноутбуки и компьютеры, - это реалии современного мира.
Как у любого изобретения, у социальных сетей есть полезные и вредные стороны. Например, с ними удобно изучать новое; сдавать экзамены, проходя тестовые задания; общаться и делиться впечатлениями с друзьями, которые далеко живут; чувствовать свою принадлежность к группе. Но есть и обратная сторона: снижение уровня социализации и навыков общения, зависимость от чужого мнения, от лайков и комментариев; попадание в опасные группы, появление сомнительных, а зачастую и опасных «друзей»; проблемы со зрением и осанкой, малая подвижность.
Постоянное использование социальных сетей приводит к привыканию и в итоге к зависимости. Как понять, что проблема есть?
Один из признаков – это скроллинг ленты. Вы зашли на 5 мин, а провели в сети несколько часов, знакомо?
Этому есть объяснение. Целые отделы работают, чтобы отследить и запомнить какой контент привлек внимание, какие цвета нравятся, как долго вы «зависли» в том или ином посте. В итоге сеть будет поставлять вам в ленту желаемое, приятное развлечение. На просмотр такого контента уходят часы, время тратится бесцельно, не происходит обучения и формирования критического мышления, нет выработки какого-либо полезного навыка, нет получения полезного опыта.
Второй верный признак - ребенок начинает нервничать, плакать или злиться, когда вы его отвлекаете от просмотра контента или выключаете гаджет. Приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей и необходимости прикладывать усилия, вовлекают ребенка в такой «доброжелательный» и необременительный виртуальный мир. В результате чего он может практически отказываться жить в реальном мире.
Еще одна причина – отсутствие внимания и понимания со стороны родителей, «одиночество в толпе». Ребенок не получает поддержки внутри семьи и ищет ее в виртуальном пространстве, ищет одобрения и поощрения. Просыпаясь утром, он первым делом отсматривает комментарии на свои посты и количество лайков. Стремясь снова выложить в сеть то, что может понравиться виртуальным «друзьям», ребенок начинает придумывать и имитировать свои достижения и успехи.
Многие проблемы получают свое начало в детстве. Если вовремя заметить зависимость и заниматься с ребенком больше, то можно избежать одержимости и инфантильности. Хикки - когда дети уходят в виртуальную жизнь полностью и их уже не отличить от психически больных.
· Что делать?
В первую очередь, слушать и общаться конструктивно. Быть другом для своего ребенка. Мы писали об этом в июле 2022.
· Разнообразить занятия: игры, рисование, лепка, разучивание песен, разыгрывание сценок по ролям. Еще русский физиолог И. П. Павлов, лауреат нобелевской премии, говорил, что отдых - это перемена занятий, а не только ночной сон.
· Организовать совместное времяпрепровождение. Путешествия и прогулки, хорошо сочетаются с изучением природы, истории, архитектуры, а главное – передачей вашего опыта, знаний и ценностей своему ребенку.
· Помогать ребенку пользоваться цифровыми технологиями и устройствами, обучать его ориентироваться в возможностях и опасностях современного виртуального мира.