Замена автомобильных расходников — важная часть ТО, от которой зависит срок службы машины и безопасность, ваша и пассажиров. Рассказываем, что именно в авто требует регулярной замены, и как часто это нужно делать.
Свежее ли масло?
В первую очередь этот вопрос касается масла в двигателе. Автопроизводители и компании-изготовители моторных масел рекомендуют менять их раз в год или каждые 10-15 тысяч км пробега.
Однако лабораторные исследования показывают, что срок эксплуатации масел, особенно, в сложных условиях (пробки, плохие дороги, частое использование спортивного режима) сокращается в 1,5-2 раза. Поэтому, если вы бережете авто, менять лучше не реже, чем раз в 7,5-10 тысяч км.
В случаях, когда за год вы проезжаете больше регламентированного производителями километража, например, порядка 30 тысяч км, масло стоит менять по показателям пробега. А если вы проехали всего 5 тысяч км, заменить его раз в год всё равно стоит.
Много споров вызывает вопрос замены моторного масла к сезону — зиме или лету. Как мы уже писали выше, это оправдано в случае, если за полгода вы накатали 10-15 тысяч км, а также при большой сезонной разнице температур. В таких климатических условиях зимой лучше пользоваться менее вязкими сортами масел, чтобы двигатель легче запускался, а летом — наоборот, чтобы экономить топливо.
И не забывайте на всякий случай проверять уровень масла при помощи щупа хотя бы раз в 1-2 тысячи км и перед длительными поездками.
Существует миф о необслуживаемых автоматических коробках передач, масло в которых якобы можно не менять весь срок службы. Он появился, благодаря маркетинговому ходу нескольких крупных автоконцернов, который на практике оказался фейком.
На самом деле, масло в коробке АКПП рекомендуют менять каждые 7 лет пробега или 40-60 тысяч км для автомобилей старше 2000 года и каждые 80-90 тысяч км для более новых машин. Если этого не делать, узлы и детали коробки изнашиваются быстрее, и в итоге вам придется заменить ее раньше срока. В первую очередь, как показывает практика, страдает гидравлика.
Частота замены трансмиссионной жидкости в коробке МКПП должна быть прописана в документах автопроизводителя, однако по общему правилу это всё те же 7 лет или 90 тысяч км пробега. Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях, замена масла может потребоваться уже через 60-70 тысяч км.
Масло в раздаточной коробке рекомендуют менять каждые 45-60 тысяч км, и эта частота также зависит от условий эксплуатации авто. Менять масло пора, когда передачи начинают переключаться тяжелее обычного, увеличивается расход топлива, а само масло приобретает темный цвет.
Когда заливать новые жидкости?
Ответ стоит поискать в документах автопроизводителей, но в среднем, охлаждающую жидкость рекомендуют менять примерно раз в два года или каждые 90 000 км. Во избежание неприятностей, стоит раз в 2-3 недели заглядывать под капот и проверять, чтобы уровень антифриза не опустился ниже отметки min.
Если это произошло, стоит просто долить охлаждающей жидкости и проверить, не течет ли распределительный бачок, потому что в норме расходоваться она не должна. О том, что антифриз требуется поменять могут говорить: плавающие в жидкости хлопья или осадок, появление пены или масляных разводов, запах гари, изменение цвета жидкости на «ржавый» или более темный оттенок, ее загустение.
Средний срок замены тормозной жидкости — раз в 2 года или через 30 тысяч км пробега. Для спортивных автомобилей этот интервал сокращается до 20 тысяч км. Замена обычно требуется по двум причинам. Во-первых, тормозная жидкость гигроскопична и хорошо впитывает влагу. Когда воды в ней становится больше 3%, ТЖ теряет свои свойства. Еще один опасный момент — разгерметизация жидкости и попадание воздуха, а также падение ее уровня. Поэтому стоит регулярно проверять, не опустился ли он ниже минимальной отметки, а поводом для беспокойства может стать «проваливание» педали тормоза.
Еще один автомиф в том, что не нужно менять жидкость гидроусилителя руля. Это тоже неправда, в средне ее замена требуется каждые 45 тысяч км. «Симптомами» того, что смазка пересохла или загрязнилась могут быть повышенный шум и увеличение усилия, которое требуется для поворота руля.
Освежаем фильтры
Воздушный фильтр ДВС на наших пыльных дорогах рекомендуют менять каждые 10-15 тысяч км или при каждом ТО. Если этого не сделать вовремя, то в моторе не будет хватать воздуха для сжигания топлива. В карбюраторных авто это приведет к увеличению расхода бензина, а в машинах с лямбда-зондом и датчиком расхода воздуха автоматика спасет ситуацию, но мощность двигателя при этом уменьшится. Пришедший в негодность воздушный фильтр может привести к преждевременному износу деталей мотора: свечей зажигания, сажевых фильтров и катализаторов.
Вместе с топливом в бак автомобиля неизбежно попадает грязь, чаще всего появившаяся в бензине или ДТ при его перевозке. Топливный фильтр не позволяет ей попасть внутрь мотора. Но время от времени фильтры тонкой очистки засоряются, что сразу можно понять по поведению двигателя, который начинает терять тягу и работать с перебоями при разгоне и на высоких скоростях. Чтобы этого не произошло, новый топливный фильтр на дизеле ставим каждые 15 тысяч км пробега, на бензиновом движке срок его службы до 60 тысяч км пробега. Параллельно желательно менять и сетку бензонасоса.
Когда пора заменить свечи?
Сигналов к замене свечей может быть несколько, и чаще всего они хорошо заметны автовладельцу. Если стартер не срабатывает сразу, и прежде, чем завестись, машине требуется несколько холостых оборотов, вероятнее всего, проблема именно в свечах зажигания. Тот же самый «диагноз» вероятен, если авто дергается при движении, расход топлива растет, а динамика, наоборот, падает. Из-за пропусков зажигания и выхлопе не сожженного топлива может пострадать или выйти из строя катализатор, замена которого — удовольствие не из дешевых.
При бережной езде и качественном топливе это произойдет не скоро, но всё же средний срок службы свечей зажигания 30 000 км. Однако, при визуальном осмотре вы видите на свечах трещины, эрозию, оплавление, желтый нагар, окисление, это тоже может стать поводом для замены (или хотя бы очистки).
Сколько служат ремни и цепи ГРМ?
Примерный срок службы цепей ГРМ — зависит от класса автомобиля. В бюджетном сегменте на авто часто ставят однорядные цепи, которые стоит заменять так же часто, как и ремни ГРМ, каждые 60-90 тысяч км пробега.
В машинах среднего класса однорядные цепи способны продержаться 150-170 тысяч км, а двухрядные — 200-300 тысяч км. Ну и, наконец, ресурс цепей ГРМ в премиальном сегменте огромен — до 500-600 тысяч км.
Однако следить за состоянием цепей и ремней необходимо. Ремень газораспределительного механизма, который вышел из строя, легко узнать визуально — на его поверхности появляются трещины или надрывы. А дефекты цепи легко установить по ее натяжению: если при оттягивании ее от шестерни распределительного вала зазор составляет более 1 см, расходник лучше заменить.
Соблюдайте эти простые правила: замена относительно дешевых расходников поможет увеличить срок службы остальных агрегатов и узлов и продлить жизнь вашего авто.