Трехкратный чемпион XVI Паралимпийских летних игр по плаванию спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Заслуженный мастер спорта России.
Андрей Калина, пловец из Славянска, с рождения не имеющий левой руки ниже локтя. На момент принятия российского гражданства и переезда в Санкт-Петербург он уже был победителем трех Паралимпиад (2004, 2008 и 2012). К Играм в Бразилии Андрей подошел в лучшей за всю карьеру спортивной форме. Но отстранение российских паралимпийцев от международных стартов обрушило все надежды и планы, за что спортсмен и отыгрался на Паралимпийских играх в Токио, завоевав три медали высшей пробы в плавании.
– Андрей, расскажите о Вашем детстве?
– Родился в городе Славянск Донецкой области. Детство проходило так же, как у всех, – насыщенно и с приключениями. Я ходил в обычный детский сад. Моя мама работает в дошкольной системе, где прошла путь от нянечки до заведующей. Она знала, с чего надо начинать мое воспитание и в каком направлении двигаться. Когда она задерживалась допоздна, я тоже оставался в садике, где для меня всегда находилась работа: помочь воспитателям в уборке группы или поварам на кухне. Это были мои первые шаги на пути к взрослению. В школу ходил тоже в обычную общеобразовательную. Там не всегда все было гладко. Где‐то меня не всегда принимали. Но я с самого начала был готов к этому.
– Как Вы оказались в плавании?
– Началом своей спортивной карьеры обязан маме: из‐за того, что в детстве был очень активен и вне поля зрения родителей мог легко нарваться на приключения, а в городе было много водоемов, на семейном совете меня решили «подружить» с водой. Учить меня плавать многие тренеры отказывались, но мамина настойчивость взяла верх! Спустя пару месяцев я поплыл. Этот момент я не забуду никогда. Мне было восемь, и я впервые почувствовал, что могу всё.
С самого детства меня воспитывали полноценным. Я никогда не чувствовал себя каким‐то другим, наравне со всеми лазил по гаражам и играл в футбол. Ходил на дзюдо. Занимался даже шахматами (было скучно, но в дальнейшей спортивной карьере кое‐что оттуда мне сильно помогло).
В 13 лет мне предложили попробовать себя в профессиональном плавании. Так я познакомился с моим первым тренером Казначеевым Андреем Викторовичем. Работать начинали в двух видах спорта – легкой атлетике и плавании, но спустя два года сфокусировался на последнем. После первых успешно пройденных чемпионатов прошёл отбор в национальную сборную. Первый международный старт был в 2002‐м году. Это был чемпионат мира в Аргентине. Я тогда взял серебро, что меня одновременно вдохновило и разочаровало. Я знал, что могу лучше! И был прав – уже через год я побил мировой рекорд. В тот момент я понял, что плавание со мной надолго.
– Как Вам кажется, за последнее время в стране изменилось отношение к людям с инвалидностью?
–Конечно, и это ощущается. Особенно сильно повлияло на эти изменения паралимпийское движение. Когда‐то я сам брал пример с мальчишек и девчонок старше меня. Тренируясь сегодня в Спортивной школе олимпийского резерва «Экран», замечаю, как тренеры и родители спортсменов нередко ставят в пример уже нас самих. Помогая друг другу, мы все вместе делаем одно большое важное дело.
– Из-за пандемии коронавируса Паралимпийские игры отодвинулись на целый год. Как Вам удалось поддерживать спортивную форму в период самоизоляции?
– Когда объявили о переносе Паралимпиады, был опустошен. Продолжить тренировки помог опыт 2016‐го года (тогда Международный паралимпийский комитет (IPC) принял единогласное решение об отстранении российских спортсменов от Паралимпийских игр‐2016 в Рио‐де‐Жанейро– прим. редакции). Пригодился и домашний зал, оборудованный на всякий случай, и, в условиях карантина, пришедшийся очень кстати. Тренировки не прекращал, знал, что все еще впереди!
– И, судя по всему, Вы не ошиблись! Перед выездом в Токио у Вас была усиленная тренировка. Расскажите, как Вы готовились к Паралимпиаде?
– На протяжении основного времени тренировок наши занятия занимали в общей сложности по семь часов в день. Занимались мы в таком темпе по 5–6 дней в неделю. Накануне выезда в Токио и уже в самой паралимпийской деревне, тренировки сократились на 40% по объёму, но в интенсивности прибавили существенно!
– Расскажите про Токио. Что в паралимпийской деревне Вас удивило больше всего?
– Город Токио удивил! Я понял, к чему нам всем нужно стремиться. Деревня выглядела просто, но лаконично. Излишествами не баловали. Но и не до этого было – всё время отдавали подготовке к стартам. Удивила инновационность оснащения деревни – особенно это касается беспилотных шаттлов, курсировавших по деревне.
– На Паралимпиаде в Токио зрителей на трибуны не допустили из-за коронавирусных ограничений. Повлияло ли это на настрой спортсменов?
– Эта Паралимпиада однозначно отличается от предыдущих. Отсутствие зрителей немного омрачало атмосферу Игр. Но это был интересный опыт – ощущать поддержку болельщиков по ту сторону экрана. Хотя живых трибун, понятное дело, не хватало.
– В чем успех медального рекорда нашей сборной?
– Наш сегодняшний успех – это результат слаженной работы всех причастных к Паралимпиаде: методистов, докторов, тренеров и только в последнюю очередь спортсменов. Я уверен в том, что наша победа – это наша общая заслуга и ничей вклад исключать нельзя.
– Паралимпийские победы помогают чувствовать себя уверенней в обычной жизни?
– Конечно, помогают. И, надо сказать, что еще даже задолго до того, как стать паралимпийским чемпионом, я благодаря преодолению себя в плавании, намного проще и увереннее решал какие‐то повседневные вопросы.
– Андрей, мы благодарим Вас и желаем дальнейших спортивных успехов! Что Вы можете сказать в напутствие молодым спортсменам-паралимпийцам?
– Верьте в свою цель, верьте в себя и в свою команду, и успех не заставит вас долго ждать!
Интервью опубликовано в 2021 году в 6 выпуске журнала "Паралимпийский спорт"