Найти в Дзене
МК в Питере

Три спаса: мед, яблоки и орехи

В августе мы отмечали сразу три церковных торжества: Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы. Однако эти церковные праздники совсем не о меде, яблоках или орехах. Каждый из Спасов имеет свои особенности и традиции. «МК в Питере» поговорил со священником и историком и узнал подробности про каждый из дней.

    Плоды нового урожая принято нести в церковь. Фото: pixabay.com
Плоды нового урожая принято нести в церковь. Фото: pixabay.com

Медовый Спас

История этого дня связана с несколькими событиями в церковной истории. Праздник происхождения Честных Древ Креста Господня возник в Константинополе в IX веке из традиции во время жары и эпидемий обходить город с крестным ходом с частью креста, на котором был распят Иисус Христос.

«Византийская столица была густонаселенной. К августу, учитывая и температуру на улице, и тот факт, что Стамбул (бывший Константинополь) не самый лучший город в плане эпидемиологической ситуации, очень часто начинались болезни и моры. И тогда появилась традиция с молитвой и надеждой на исцеление проносить по городу частицу того самого Креста, на котором распяли Господа. Его заносили в дома, проносили по улицам, было целое народное шествие. Люди молились о том, чтобы эпидемии, мор закончились», — рассказывает историк-архивист Александро-Невской лавры, руководитель Паломнической службы Царскосельского благочиния Дмитрий Бохонский.

Историк добавляет, что в течение года много различных православных праздников посвящены именно Кресту. Его вспоминают постоянно, потому что это главная христианская святыня.

Чествование Спасителя и Богородицы в этот день установлено, как добавляют в епархии, в благодарность и память победы в 1164 году святого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и византийского императора Мануила над сарацинами. Также Церковь вспоминает семерых братьев Маккавеев с их матерью Соломией: они восстали против указов, которые запрещали еврейские религиозные практики. Память о дохристианских мучениках, выбравших смерть вместо отречения от Бога, верующие хранят и сегодня.

Праздник получил название Медовый Спас, поскольку по времени он приходится на начало сбора меда нового урожая. Пасечники сначала собирали мед, потом шли в церковь благодарить Бога за дарованным им плоды. На Руси в этот день было принято делать постную выпечку с медом.

«Медовый Спас также называют Первым Спасом. В это день, конечно, церковь чтит память Животворящего Креста Господня. Также в этот день по традиции начинался сбор меда и его освящение», — говорит иерей Сергий Кубышкин, настоятель храма Димитрия Солунского в «Балтийской жемчужине».

ИСТОРИЯ МЕДОВОГО СПАСА СВЯЗАНА С НЕСКОЛЬКИМИ СОБЫТИЯМИ В ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ. ФОТО: PIXABAY.COM
ИСТОРИЯ МЕДОВОГО СПАСА СВЯЗАНА С НЕСКОЛЬКИМИ СОБЫТИЯМИ В ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ. ФОТО: PIXABAY.COM

«Так получилось, что люди в основном ассоциируют этот день именно с освящением меда, поэтому и называют праздник Медовым Спасом. К сожалению, как у нас водится, вторичный праздник затмил главный, а именно чествование Животворящего Креста Господня», — добавляет историк Дмитрий Бохонский.

Он напоминает, что 14 августа также начинается Успенский пост, во время которого православные верующие придерживаются определенных правил питания — отказываются от мяса и молочных продуктов, стараются чаще посещать храм, участвовать в богослужениях, помогать ближним.

ПАСЕЧНИКИ СНАЧАЛА СОБИРАЛИ МЕД, ПОТОМ ШЛИ В ЦЕРКОВЬ БЛАГОДАРИТЬ БОГА. ФОТО: PIXABAY.COM
ПАСЕЧНИКИ СНАЧАЛА СОБИРАЛИ МЕД, ПОТОМ ШЛИ В ЦЕРКОВЬ БЛАГОДАРИТЬ БОГА. ФОТО: PIXABAY.COM

Яблочный Спас

В этот день празднуется большой церковный праздник — Преображение Господне. Он посвящен воспоминанию о евангельском событии, когда апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе на горе Фавор.

«Преображение — это один из главных летних церковных праздников. Этот день открывает огромное количество смыслов. Свет, который видели апостолы, был настолько прекрасен, что по наивности один из них сказал: давайте создадим здесь три шатра для тебя, Учитель, и для пророков Моисея и Илии, которые явились. Это было как бы неосознанное желание как-то сохранить все, что они тогда увидели. В XIV веке даже были споры между Западом и Востоком, что это за свет был, который наблюдали апостолы. Христос накануне Преображения сказал своим ученикам, что некоторые из них увидят Царство Небесное уже здесь. Так и произошло: три апостола увидели Преображенного Господа и свет будущего Царства Небесного», — рассказывает Дмитрий Бохонский.

ЕСЛИ СЪЕСТЬ ПЕРВОЕ ОСВЯЩЕННОЕ ЯБЛОКО И ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ, ОНО СБУДЕТСЯ. ФОТО: PIXABAY.COM
ЕСЛИ СЪЕСТЬ ПЕРВОЕ ОСВЯЩЕННОЕ ЯБЛОКО И ЗАГАДАТЬ ЖЕЛАНИЕ, ОНО СБУДЕТСЯ. ФОТО: PIXABAY.COM

По традиции в этот день верующие приносят в церковь собранный урожай. После литургии совершается освящение винограда, яблок и прочих фруктовых и овощных плодов нового урожая, часть которого по обычаю жертвуется храму и неимущим.

Существует народное поверье: если съесть первое освященное яблоко и загадать желание, оно обязательно сбудется. В день Яблочного Спаса принято готовить различные блюда из яблок, варить варенье, печь яблочные пироги.

«Поскольку мы сейчас в основном живем в городах, сбор урожая сводится или к посещению ближайшего гипермаркета и приобретению там яблок, или к поездке для их сбора на дачу. Для нас эти праздники в традиционном народном понимании уже не столь важны, как для наших предков, зато есть повод прийти в храм с плодами нового урожая, что я каждый год и наблюдаю. В эти дни в храмах много людей, которые приходят помолиться и освятить мед в день изнесения древ Животворящего Креста Господня и яблоки в праздник Преображения Господня», — рассказывает отец Сергей Кубышкин.

 ПРЕОБРАЖЕНИЕ — ЭТО ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЛЕТНИХ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ. ФОТО: PIXABAY.COM
ПРЕОБРАЖЕНИЕ — ЭТО ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЛЕТНИХ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ. ФОТО: PIXABAY.COM

«Хорошо, что люди приносят освящать яблоки, мед или орехи в эти дни. Важно помнить, что нужно еще и жертвовать освященные плоды нуждающимся. Об этом нельзя забывать. Ты сначала освяти их в храме, а потом угости всех, кому это нужно. В этом проявляется суть милосердия. Таким образом, эти первые яблоки или орехи ты посвящаешь Богу, в храм приходишь с благодарностью за Его помощь в твоей жизни», — добавляет историк Дмитрий Бохонский.

Ореховый Спас

В этот день отмечается церковный праздник — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа нашего Иисуса Христа.

Согласно преданию, страдающий от проказы царь древней Едессы Авгарь уверовал во Христа как в Сына Божия и написал Ему письмо с просьбой прийти и исцелить его. Иисус не пришел, но прислал царю в ответ плат (убрус), которым Он вытер Свой лик после умывания. На плате отпечатался образ Спасителя. Авгарь излечился от проказы, получив этот плат, но не полностью: лицо осталось обезображенным болезнью. После Пятидесятницы к нему пришел ученик Христа апостол Фаддей, окончательно исцелил царя и крестил его и всех жителей Едессы. Нерукотворный Образ был помещен в нише над городскими воротами, и многие годы жители Едессы почитали его.

В ДЕНЬ ОРЕХОВОГО СПАСА ОТМЕЧАЕТСЯ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК — ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ЕДЕССЫ. ФОТО: PIXABAY.COM
В ДЕНЬ ОРЕХОВОГО СПАСА ОТМЕЧАЕТСЯ ЦЕРКОВНЫЙ ПРАЗДНИК — ПЕРЕНЕСЕНИЕ ИЗ ЕДЕССЫ. ФОТО: PIXABAY.COM

В 944 году Спас Нерукотворный был выкуплен у арабов византийским императором Константином Багрянородным и с великими почестями перенесен в Константинополь. В честь события был установлен церковный праздник.

Третий Спас носит название Ореховый, или Хлебный. К этому времени созревали орехи и заканчивался сбор зерновых. Было принято приносить в храм для благословения урожай орехов и хлеб из новой муки.

«Все три Спаса так или иначе связаны с празднованиями в честь Господа нашего Иисуса Христа — почитаем ли мы Его Нерукотворный образ, Его Преображение или Его Животворящий Крест как орудие нашего спасения. Эти праздники слились с народными традициями, посвященными сбору урожая, завершению лета и началу осени. Мы благодарим Бога за Его участие в нашей жизни, за хлеб насущный, который Он дает нам, за то, что не оставляет нас Своим милосердием. И мы приносим в храм не только плоды нашего покаяния, то есть изменения жизни, но и плоды своих трудов, которые посвящаем Господу», — резюмирует священник Сергей Кубышкин.