Найти тему
ЦДРИ АФИША

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГОРИЗОНТЫ ПОЮЩАЯ АРФА

-2

Вера ДУЛОВА

народная артистка СССР,
лауреат Государственной премии СССР,
член правления ЦДРИ СССР

Это вполне заслуженная репутация редкого и древнего музыкального инструмента, каким является арфа. Она родилась на заре истории человечества и бытует со времен древнейших цивилизаций. Правда, внешний вид ее основательно изменился. И все же, как ни менялась арфа, оставалось несравненное звуковое великолепие дивного инструмента.

В последние десятилетия интерес к арфе возрос, что, несомненно, является следствием успехов арфового исполнительства в мире. Достаточно сказать, что существует Международное общество арфистов и национальные его ассоциации во многих странах. Такую функцию ассоциации в нашей стране выполняет Всесоюзное творческое объединение арфистов при ЦДРИ.

Всего лишь 100 лет тому назад Московская консерватория открыла первый в нашей стране класс арфы. Теперь подобные классы функционируют во многих музыкальных школах. Конечно, существующая территориальная разобщенность составляет дополнительные трудности для развития арфового искусства. Но, чтобы объединить усилия специалистов-музыкантов, ЦДРИ сумел создать некий центр, активно участвующий в развитии отечественной арфовой школы.

В концертных залах ЦДРИ много лет с успехом выступают выдающиеся арфистки Ольга Эрдели, Наталья Шамеева, Татьяна Щепалина, Эмилия Москвитина. Многие из них получили международное признание.

Мне тоже приходилось здесь много раз выступать. Играла такие известные произведения, как соната «Битва при Бергене» Баха, «Секвенция» Холигера, «Павана» Равеля, «Кордова» Альбеница. Но старалась также популяризировать многие старые, забытые и новые произведения советских и зарубежных композиторов. Москвичи знакомились с трио для флейты, виолончели и арфы Гайдна, ирландскими народными мелодиями XV века, итальянским народным танцем XVII века, «Романтическими вариациями» Кикта и т. д.

-3

В ЦДРИ проходили творческие отчеты молодых арфисток, работающих на периферии. Но когда слушаешь, например, солистку Якутской филармонии Галину Окоемову, заслуженную артистку Татарской АССР Татьяну Вымятнину или студентов класса заслуженной артистки Карельской ACCP Ариадны Тугай (Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории), то отступает чувство какой-то скидки, потому что высокий профессионализм не знает территориальных делений.

Мы хорошо понимаем, что задача педагога состоит в том, чтобы наметить в своих учениках и последователях путь к восхождению к вершинам исполнительства. Может быть, поэтому в деятельности нашего объединения значительное место уделено вопросам методическим, системе обучения будущих арфистов. Этой области отводится, пожалуй, больше внимания, чем непосредственной концертной деятельности. Это и понятно. Всесоюзное творческое объединение арфистов стремится к дальнейшему развитию арфового искусства в стране, воспитанию специалистов высокого класса. Оно систематически проводит ряд мероприятий, способствующих развитию системы обучения игры, утверждению принципов советской арфовой школы. Ведущие педагоги страны выступают у нас с докладами, сообщениями, методическими разработками, помогающими овладевать мастерством. Например, Н.Б. Сибор выступила с докладом «Принципы рациональной постановки рук арфиста», на котором присутствовали педагоги Москвы, Ленинграда, Риги, Тбилиси, Таллина. В другой раз на обсуждении вопроса о работе над оркестровыми партиями участвовали преподаватели из многих городов страны, гости из Болгарии.

Большой отклик получила проведенная научно-практическая конференция на тему «Традиции русской советской арфовой школы», на которой с основными докладами выступили профессора В.Г. Дулова, К.К. Сараджева, О.Г. Эрдели.

Нельзя не признать притом, что в наше время, когда так активно развивается арфовое искусство, весьма остро стоит вопрос с инструментом. Производство арф незначительно, а потребности в них возрастают с каждым годом, поэтому весьма большой интерес вызвало сообщение на одном из заседаний объединения замечательного конструктора А.А. Каплюка о новой модели советской арфы.

В практике методической работы большое место занимает проведение открытых уроков, цель которых показать методы овладения мастерством игры на арфе. С открытыми уроками я сама выступала и мои коллеги К.К. Сараджева, О.Г. Эрдели и другие. Хорошо зарекомендовали себя и вечера учащихся по классу педагогов М.П. Мчеделова, М.А. Рубина, Н.Х. Шамеевой, М.М. Агазарян. Составленные из наиболее значительных музыкальных образцов, вечера показательны высоким исполнительским уровнем.

В 1970 году при содействии Министерства культуры СССР впервые был проведен показ юных арфистов Советского Союза. Такие всесоюзные смотры детских и средних музыкальных школ, училищ и вузов страны являются своего рода итогом работы по обучению и воспитанию будущих профессионалов. Важно отметить, что на последнем смотре наряду со студентами Московской, Ленинградской, Киевской, Тбилисской, Вильнюсской консерваторий приняли впервые участие студенты Азербайджанской консерватории. Так расширяются границы распространения арфового искусства.

Большое общественное значение имел смотр учащихся детских и средних музыкальных школ. В нем приняли участие юные музыканты из 11 городов страны. Он продемонстрировал степень овладения инструментом, возросшие профессиональные навыки.

Педагогическая направленность нашего объединения предусматривает особое внимание к исполняемому репертуару. Популяризируя наиболее значительные произведения советской музыки, здесь в то же время уделяется внимание зарубежным образцам. С этой целью устраиваются всесоюзные конкурсы на лучшее исполнение произведений для арфы.

Все это обеспечивает большой авторитет объединения арфистов при ЦДРИ как подлинной всесоюзной лаборатории. Доказательством тому может служить, например, тот факт, что именно здесь проводится прослушивание и отбор претендентов для участия в международных конкурсах.

Само собой разумеется, что мы следим за всем, появляющимся ныне в практике мирового арфового искусства. С этой целью стремимся знакомить слушателей с иностранными мастерами. На сцене ЦДРИ выступали английский арфист и композитор Дэвид Уоткинс, арфистка из Венесуэлы Сарайда Авила, французская арфистка Мари-Клер Жамэ и другие. Конечно, приезды зарубежных арфистов бывают не частыми, поэтому в практике работы объединения проводятся прослушивание пластинок с записями зарубежных арфистов (например, француза Ф. Пьера), сообщения «По страницам зарубежных арфовых журналов», о Международной неделе арфы в Голландии (куда, кстати, систематически выезжают наши мастера) и другие мероприятия, служащие пропаганде арфового искусства. Как писал ленинградский арфист Д. Григорьев, объединение «открыло новую веху в развитии исполнительского мастерства игры на арфе, сплотило воедино большую семью арфистов, дало им возможность устраивать показы учеников для обмена педагогическим опытом, прослушивать интересные доклады и новые произведения, вообще знакомиться со всем новым в области арфового искусства, широко пропагандируя его». К этому остается добавить, что Всесоюзное творческое объединение арфистов при ЦДРИ СССР — важный и серьезный центр, демонстрирующий жанровое многообразие нашей музыкальной жизни.

Вере Дуловой

Мы любим вас, к чему лукавить?!
Пред вами и Эол — кустарь.
Давно пора бы вам составить
АРФАграфический словарь.

#ЦДРИ #книга #история #домнапушечной #вмоскве #кузнецкиймост #домискусств #воспоминания #культура #искусство