Найти тему

Gap year. Что делать, если не поступил в университет с первого раза?

Оглавление

Одиннадцатый класс, последний учебный год в стенах школы, остается один шаг во взрослую жизнь. В голове мрачные мысли о предстоящих экзаменах и радостные – о выпускном в конце года. В большинстве случае одиннадцатиклассники поступают в университеты, однако есть те, кто не подает документы, а берет передышку, иными словами – gap year.

Есть несколько причин, почему выпускники не поступают сразу после школы:

-2

И это далеко не всё. У каждого причины формируются индивидуально. Общество чаще всего не принимает такое, считает подобное решение «потерянным годом». Так ли это на самом деле? Что выпускники школ чувствуют, оказавшись в такой ситуации? Как с этим справляются и к чему это приводит в итоге?

«Не поступить в вуз, это не конец света, это преодолимая ситуация, которая может скрывать в себе разные возможности, о которых абитуриент и его родители могут и не подозревать», – психолог Владимир Иванов.

Под «разными возможностями» может подразумеваться что угодно – от простой подработки до поисков себя в новой сфере. Психолог Отдела психологической поддержки НГУ (ОППО) Владимир Иванов считает, что часто встречаемое чувство в случае непоступления в университет – это разочарование, которое не стоит игнорировать: «…его необходимо осознанно пустить в свою жизнь, пройти через него, тогда разочарование в себе превратится в мотивацию».

Время передышки

Выпускница экономического факультета НГУ 2022 года Александра Матвейчук в первый раз столкнулась со сдачей ЕГЭ в 2015 году, разочаровалась в результатах и в себе, однако пересдача одного из экзаменов позволила ей пройти на желанную специальность. Также, не поступив с первого раза, Александра начала зарабатывать деньги самостоятельно, что помогло понять, чего она хочет от обучения:

«Профессии были разные: от продавца-консультанта, вожатого и администратора до делопроизводителя и помощника кадровика в организации. Благодаря этому я смогла понять, какая сфера мне нравится, какие качества и характеристики у меня есть, где мне комфортнее работать. Не назову это поиском себя, назову это временем осознанности себя, взгляда в будущее».

Студентка третьего курса факультета естественных наук Евгения Позднякова выявила две причины своего непоступления в университет сразу после школы. Первая – необходимость обдумать планы на будущее и стать финансово независимой. Вторая – недостаточно хорошая подготовка к ЕГЭ. Свободный от учебы год Евгения проработала в известной сети быстрого питания:

«Параллельно я готовилась к экзаменам по математике, русскому языку и биологии. Это было необходимо, чтобы повысить баллы по предметам, что у меня и получилось».

Студентка четвертого курса направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика» Александра Чепрасова в свой год сдала ЕГЭ хуже, чем предполагалось, поэтому поступление в университет пришлось отложить:

«В итоге я решила поступить в колледж по аттестату. По плану я хотела отучиться там только год, пересдать ЕГЭ и попробовать поступать снова, но в этот раз мне опять не повезло, поэтому я проучилась в колледже три года, пока не появилась возможность получать высшее образование платно».

Студент второго курса направления «Журналистика» Максим Панов не поступил сразу после школы, потому что не смог получить нужное количество баллов для прохождения на выбранную специальность. В свободный от учебы год он развивал навыки, которые пригодились в выбранной профессии:

«Я снимал клипы рэперам, небольшие проекты, рекламные ролики. На этом и зарабатывал».

Негативные эмоции

Когда взрослый человек терпит неудачу, его настигают отрицательные чувства. Когда выпускник не поступает в вуз, он ощущает весь спектр негативных эмоций. Общество диктует, что нужно обязательно поступать сразу после окончания одиннадцатого класса. Однако навязанные идеалы никогда не являлись истиной.

Психолог Владимир Иванов рассказывает о пользе негативных эмоций:

«Негативные эмоции не обязательно должны быть плохими. Осуждение и подавление негативных эмоций – результат воспитания. Нужно научиться видеть в негативных эмоциях что-то полезное. Печаль помогает уделять больше внимания деталям, гнев может быть сильным мотиватором для поиска посредничества, беспокойство побуждает к новым подходам к проблемам и вызовам, вина помогает изменить негативное поведение, а ревность побуждает работать усерднее. Один из лучших способов справиться с негативными эмоциями – это принять их».

Студенты, пережившие подобный опыт, как правило, ощущают полное отсутствие положительных чувств. Однако каждый пытается принять случившееся и продолжать жить дальше.

-3

Мнение общества

Когда выпускник не поступает в университет, он может столкнуться с давлением со стороны своего окружения. По мнению психолога Владимира Иванова, осуждение, которое приводит к низкой самооценке, подавляет мотивацию и желание двигаться дальше.

«Необходимо помнить, что у каждого человека в жизни своя собственная дорога. Мы вольны идти своим путем, пусть даже если он кажется кому-то неправильным. Главное в такой ситуации – самостоятельность. Это и значит сталкиваться с трудностями, и учиться их преодолевать, не перекладывать ответственность за свою жизнь на окружающих».

Иногда самостоятельное решение дается проще, поскольку есть ощутимая поддержка со стороны семьи, знакомых, друзей. Так было у Александры Чепрасовой:

«Хотя мои родители тоже расстроились, они помогали решить, что в таком случае делать и какой вообще дальше план. Учителя и знакомые некоторые удивлялись, но в целом тоже сочувствовали».

Александра Матвейчук выражает огромную благодарность своим близким, потому что они не давили и не подгоняли, они терпеливо ждали, что произойдет дальше:

«Мои родители не навязывали свое мнение. Моя учительница по русскому и литературе, с которой я до сих поддерживаю теплые отношения, была только счастлива узнать, что я поступаю в НГУ, при этом она не задавала лишних вопросов про то, почему с таким опозданием я это делаю. Друзья абсолютно адекватно отреагировали, они верили в мое поступление даже больше, чем я. И были счастливы больше, чем я, когда я наконец-то поступила».

Однако порой принять верное для себя решение сложно, потому что нужно абстрагироваться от мнения даже самых близких, как в случае Евгении Поздняковой:

«Мои родители не понимали, почему это так произошло. НГУ – единственное место, куда я хотела поступить, однако я туда не прошла даже по баллам. Учителя тоже не поняли моего выбора, как и одноклассники. Говорили, что сильно повлияет на мою успеваемость в будущем, будет тяжело начать снова учиться, за этот год можно передумать вообще получать высшее образование. Но я понимала, что мне интересна та сфера, в которой я сейчас учусь и начала свою карьерную деятельность. Мне это было интересно, и я была уверена, что буду получать образование именно на этом факультете, именно в этом университете, поэтому те мнения, которые не совпадали с моим, я отрезала и к ним не прислушивалась. Главное – абстрагироваться от мнения окружающих и знать, что твое мнение превыше всего».

С непонимаем окружения столкнулся и Максим Панов:

«Учителя сразу начали осуждать, считали, что в итоге я ничего не добьюсь. Окружающие думали, что невозможно поступить через год после школы, ведь это поздно, желание пропадет».

Постепенная реабилитация. Как пережить ситуацию?

  1. В подобной истории выпускник первым делом столкнётся с разочарованием и ему необходимо пройти через это.
  2. После разочарования может следовать чувство вины. На данном этапе необходимо перестать винить себя. Нужно понять, что каждый человек имеет право что-то не знать и допускать ошибки. Если вас не приняли в вуз, то это не говорит о вас, как о «плохом» человеке. Если не повезло с первого раза поступить, то это может значить, что вам повезло получить еще год на раздумье и как раз пересдать те экзамены, которые вы хотели, и добрать те баллы, которых не хватало.
  3. Когда преодолен барьер в виде негативных эмоций, приходит облегчение. Тут нужно уделить внимание тому, что вы хотите сделать за этот год. Нужно ли вам высшее образование, если нужно, то какое. Поймите, что вам ближе. Попробуйте устроиться на работу в любую сферу или ту, которая вам, казалось бы, близка. Попробуйте найти новое хобби вязание, шитье, музыка, рисование и прочее. А главное не сравнивайте себя с другими. С теми, кто поступил с первого раза. Вы ни за что не хуже. У вас просто другой путь. Поступить в университет сразу после школы не равняется более успешной жизни, карьерному росту и прибавлению большего количества знаний. Это значит, что вы поступили в определенный год и все. Не более.

Если кажется, что если поступите позже, вы не сможете поладить с коллективом или будете преуспевать в учебе меньше, чем остальные, то это только миф. Из опыта старшего преподавателя кафедры хирургических болезней Института медицины и психологии В. Зельмана (ИМПЗ) Вероники Маркиной известно, что как раз студенты, которые поступили позже, преуспевают в учебе больше, а проблем в общении с однокурсниками нет:

«Несколько человек, которые поступили сильно позже окончания школы, отличались даже в лучшую сторону, быстро усваивали информацию, а в коллектив вливаются довольно легко».

По мнению психолога Владимира Иванова, понимание, что есть люди, попавшие в идентичную ситуацию, способно облегчить состояние человека после неудачи:

«Мы, люди, существа социальные. Если мы осведомлены, что кто-то уже был в такой же ситуации и преодолел ее, то это может сгладить общий фон тревоги. Всегда есть смысл обратиться к чужому опыту, но не с целью скопировать его и сделать своим, а обогатить свой взгляд на ситуацию».

Опыт других людей может помочь в преодолении собственных мыслей о неудаче, поэтому в данном случае лучше послушать советы от тех студентов, которые этот этап своей жизни прошли.

-4

Обнимаем!