Вы должны вспомнить эпизод из фильма «Москва слезам не верит», где героини с восторгом смотрят на советских актёров Харитонова, Юматова и критически оценивают неизвестного, который назвал фамилию «Смоктуновский». «Не, не знаем….».
Такой знаковый эпизод. Он смешной для киноманов и театралов, потому что фамилия «Смоктуновский» теперь не просто известна, а почитаема со всеми коленопреклонениями.
Но были и те времена, когда Смоктуновский действительно не был известен. И жил достаточно тяжело.
Он воевал и попал в плен к фашистам. После войны многие бывшие военнопленные были под подозрением. Опасаясь возможного ареста, Смоктуновский завербовался в Норильск. Работал в Заполярном театре драмы.
Там, кстати, работал и Георгий Жженов, бывший лагерник. Он находился под подпиской о невыезде, в отличие от «вольного» Смоктуновского.
У них сложатся дружеские отношения, которые продлятся очень долго. Жжёнов и Смоктуновский даже сыграют вместе в замечательной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» в 1966 году.
А теперь Жженов и Смоктуновский похоронены почти рядом на Новодевичьем кладбище. На моем фото они теперь в московском снегу.
В Норильске, как водится, актёры мечтали и о карьере, и о работе в Москве, но все это казалось абсолютно несбыточным.
Сбыточным делом оказался город Сталинград. Это было настоящей удачей для Смоктуновского, потому что город быстро отстраивался, восстанавливался. Новый сталинградский театр людям казался дворцом.
К нему туда приехала жена Римма Быкова, тоже актриса. Смоктуновский был счастлив. Их, молодых, совсем не коробило, что квартиру снять они при зарплате в 69 рублей не могут, что нет ни мебели, ни посуды.
Жили в небольшой комнате, рядом другая актерская семья. Театр помог с мебелью – дали железные кровати. Да кто тогда думал о бытовых удобствах.
Они были живы и надеялись на лучшее.
Вроде все складывается хорошо. Но здесь вступает в силу неординарный и не вписывающийся в общие рамки характер будущего великого Смоктуновского.
Он опаздывал на репетиции, но главное – спорил с режиссёром Шишигиным. Предлагал свои варианты роли и не слишком подчинялся диктаторской воле режиссёра.
И что было поделать со строптивым артистом. А ведь Смоктуновский уже начал выделяться даже в маленьких ролях. И определенная слава в Сталинграде у него появилась.
Изменения в жизни Смоктуновского принесла молодая жена. Характеры были несовместимые. Римма – лёгкая, живая и Смоктуновский – странный, рефлексирующий.
Появился у артиста и повод для ревности. Однажды, заподозрив Римму Быкову в неверности, он изрезал в клочья все ее платья и с криком назвал на репетиции жену гулящей. А потом была безобразная драка с соперником. Побит был Смоктуновский. Так к 1954 году семья распалась.
А сам артист ушёл из труппы. Он поехал в Москву, и начались поиски себя теперь в столице.
Римма Быкова выйдет замуж, будет сниматься в кино, и до конца жизни к Смоктуновскому будет относиться неприязненно.
Не сразу все сложится у Смоктуновского. Но сложится. Он станет известным, любимым зрителями, его при жизни начнут называть «великим». Но это, как говорится, совсем другая история.
Ирина Биккулова. Страничка в ВК, добро пожаловать!
#актерысоветскогокино #смоктуновский #иннокентийсмоктуновский #актерыссср