Найти тему
Богданов Андрей

Последнее интервью Градского у Познера: посвящается Шукшиной, Лозе, Бероеву и Кинчеву

28 ноября 2019 года Александр Борисович был в гостях у Познера.

Ровно через два года он оставит нас без себя.

Я, как и многие из вас, не являюсь поклонником телеведущего, но если я вижу кого-то, кто мне интересен, я слушаю его или ее.

Ближе к концу программы Познер все чаще избегал вопросов, касающихся непосредственных интересов музыканта, и спрашивал его об отношениях с властями и обществом. Градский ответил, что все его заявления включают то, что он делал на сцене.

Я считаю, что настоящему художнику не нужны никакие другие средства выражения. Если он настоящий художник, а не нынешняя "звезда".

Познер продолжал настаивать на том же. Градский сказал, что его отношения с властями были нейтральными, они никогда не касались его при жизни. Он сумел реализовать себя как музыкант в своей стране. Столичные власти построили ему театр, так почему он должен идти за ним?

Затем ведущий изменил формулировку (даже если вы смотрели повтор, вы могли заснуть и не услышать этого, поскольку вопрос прозвучал в конце эфира).

Познер:

  • Время идет... Однажды вы сказали: "Имеет смысл сражаться с достойным противником. Глупо бороться с тем, кто не достоин вас. Лучше сидеть в стороне в башне из слоновой кости". Что это было?

Градский:

  • Обо всем, что мне не нравится в современном искусстве - a. В современной музыке - два. В современном бытии или бытийности - три.

Познер:

  • Тебе не нравится?

Градский:

  • Очень. Да, много. Но когда я говорю себе: "Вы можете что-нибудь починить?", - говорю я: "Нет, нет, нет, нет, я не пойду туда. Нет, нет". (Перед этим он успевает сказать, что понятия не имеет, каково это - руководить 140 миллионами человек.) Это было довольно умно с моей стороны...

Познер:

  • Конечно. Да.

Градский:

  • В последнее время появилось прекрасное выражение: сиди себе спокойно, и река пронесет тебя мимо...

Познер:

  • Китайцы изобрели его.

Градский:

  • Китайцы, и они сделали это снова. О трупе своего врага. И, знаете, в результате проплывает.

Познер:

  • Вы проплываете мимо?

Градский (который сразу понял, чего от него ожидает Познер, не добившись за 40 минут практически ничего в плане немузыкальной беседы):

  • Да! Смотри, она исчезла. Еще один. Вы видите - ну, это интересно. (Вопросительным тоном) "Где ваше гражданство?". Я спросил: "Где это? У меня есть своя гражданская позиция, выраженная в моих стихах и песнях" - "Тогда расскажите мне...". - Я говорю: "Ребята, в другой раз в другом месте. На кухне, да.

Там будет мой товарищ Костя. Я расскажу ему о своей позиции как гражданина. Он расскажет мне о себе. Мы выпьем и обсудим. И мы пойдем каждый своей дорогой.

И когда вы вовлечены - кстати, я хотел упомянуть об этом в вашей программе -... Вы знаете, о чем идет речь? Люди иногда упрекают меня в том, что в последнее время я не высказываюсь на некоторые темы...

Я отвечу так: если у вас есть определенный авторитет, если вас кто-то любит, если определенные люди учитывают ваше мнение, и вы это знаете, то не очень корректно высказываться на темы, которые не имеют отношения к музыке. Потому что люди, которые вас любят, могут воспринять ваше заявление как руководство к действию и автоматически последуют за вами к этому мнению. Люди, которым вы не нравитесь, могут подумать: "Ах, ему это не нравится - так давайте думать наоборот". И они находятся под вашим влиянием. Поэтому вы начинаете участвовать в дискуссиях об определенных вещах и использовать себя в качестве вокалиста, человека, которого слушают, на совершенно другие темы! И ты начинаешь чувствовать себя идиотом. Например, я бы чувствовал себя идиотом. Я повлиял на кого-то... Имею ли я право влиять на кого-то? Нет, это не так.

В музыкальном, поэтическом и эстетическом плане я уже сам по себе оказываю влияние. Или не влияет. И это мое право на существование как человека, скажем так, который пытается выразить себя в искусстве.

Но в любом другом случае, это было бы неправильно с моей стороны. Лучше никогда этого не делать.