Часть 1: Американские монстры и где они обитают.
Однажды Дж.Дж. Абрамс задумался о том, что в американском кино почти нет собственных оригинальных гигантских монстров. Из этой простой идеи родилась лента «Cloverfield» (или как ее назвали в российском прокате – «Монстро»). Это был мокьюментари-блокбастер, представляющий собой смесь «Ведьмы из Блэр» (стиль съемки и повествования) и «Годзиллы» (масштаб действия), в котором неизвестное науке существо размером с небоскреб устраивает погром в Нью-Йорке.
Сюжет не блистал новизной, но у фильма было интригующее наполнение. Прямых ответов на вопросы с чего все началось и откуда появился монстр в самой ленте не давалось, однако наиболее заинтересованные могли узнать подробности из AR-игры, устроенной в интернете в целях рекламы. Так во вселенной появилась японская компания «Tagruato», которая добывала некий морской минерал для производства напитка «Slusho!» и в итоге случайно пробудила спящего где-то в глубинах монстра (но это не точно).
Фильм оказался вполне успешным и во многом благодаря созданной авторами атмосфере загадочности вокруг него сформировалась фанатская база. Даже после премьеры люди по всему миру продолжали следить за событиями, происходящими во вселенной ленты (в частности новые данные можно было обнаружить в DVD-издании). В это время студия «Paramount» запустила в разработку сиквел, но тот оказался в производственном аду, и несостоявшаяся франшиза фактически канула в безвестность – AR-игра оборвалась, так и не раскрыв все карты, а официальной информации о новых проектах почти не появлялось (только непроверенные слухи).
Но внезапно в 2016 году на экраны вышел «Клоферфилд, 10» (на этот раз наши переводчики оставили название практически в первозданном виде). Фанаты были рады, а профильные издания о кино с удивлением писали о том, как съемочной группе удалось в век интернета утаить ото всех информацию о проекте. Однако сам фильм не стал прямым продолжением первой картины. Это была отдельная история, развивающаяся в той же вселенной. Или не совсем в той?
Неожиданно в сюжете появились другие монстры (судя по виду биомеханические) и какой-то смертельный вирус (распыляемый упомянутыми выше существами) из-за чего вопросов в духе – что за ужас здесь творится, стало только больше. А вот ответов не следовало. AR-игра вновь была запущенна, но ее масштабы совсем не впечатляли.
Третий фильм, получивший название «Парадокс «Cloverfield» вышел спустя всего два года. На этот раз главными действующими лицами стали ученые, трудящиеся на космической станции, где по закону жанра начало происходить нечто странное. Однако радость преданных фанатов серии была недолгой. Лента оказалась крайне сумбурной и скомканной. В сюжете неизвестно откуда появился некий энергетический кризис (о чем ранее никогда не упоминалось), а градус безумия поднялся до небывалых ранее высот – в истории нашлось место даже комичным зарисовкам про руку инженера, которая отделилась от тела, бегала по всему космическому кораблю и пыталась наладить с членами его экипажа контакт. В результате лента вполне заслуженно получила низкие оценки, но важно другое – авторы наконец-то дали долгожданный ответ на вопрос о происходящих в созданной ими вселенной событиях. Вот только мало кому этот ответ показался достойным.
Часть 2: Мультивселенная безумия.
Так и как же авторы объяснили существование гигантских монстров, биомеханических тварей, смертельных болезней, энергетического кризиса, и вполне нормально себя чувствующих в отдельности от тела человеческих рук в рамках трилогии «Cloverfield»? Ответ оказался максимально прост – во всем виновата мультивселенная с бесконечным количеством миров, в которых может происходить абсолютно все, что угодно.
И чисто с позиции сценаристов решение ввести в сюжет концепцию множественности миров очень удобно. Оно в буквальном смысле развязывает создателям руки, дает им возможность не давать абсолютно никаких объяснений и, самое главное, позволяет весьма успешно закрывать образовавшиеся в повествовании дыры. С таким раскладом на любой вопрос зрителя можно дать простой и не требующий уточнения деталей ответ – «есть вселенная, в которой вот так».
А теперь перенесемся в наше время. Рекорды кассовых сборов в только отходящих от последствий пандемии кинотеатрах бьет новый фильм о приключениях человека-паука, в котором на первом плане также стоит тема мультивселенной. В итоге зрители пищат от восторга, критики строчат километры хвалебных отзывов, да и я лично большую часть фильма просидел со счастливым лицом, получая удовольствие от каждой минуты. Но действительно ли все так хорошо, ведь если подумать, то в киновселенной «Marvel» происходит примерно то же самое, что и в «Cloverfield».
Локи в своем сольном сериале, создавший альтернативную временную линию попадает в организацию под название «УВИ» («Управление временными изменениями»). Там он обнаруживает, что камни бесконечности, из-за которых, напоминаю, половина существ в существующей вселенной была стерта из реальности, по сути своей пустышки и не имеют никакой реальной силы. Вот они, разноцветные и красивые, лежат в столе рядового сотрудника организации и делать с ними он может все, что ему вздумается. Локи быстро понимает, что его представление о мире долгое время не соответствовало реальному положению вещей. А далее мы узнаем, что «УВИ» следит за тем, чтобы линия времени была единой и для поддержания порядка уничтожает все альтернативные ветки. Но в финале все это накрывается и рождается та самая мультивселенная.
А теперь вновь вернемся к нашим членистоногим. Из комиксов, а также анимационного фильма «Человек-паук: Через вселенные» мы знаем, что в разных вселенных есть множество разных версий человека-паука, встречаются даже такие сумасшедшие как свин-паук. В киновселенной «Marvel», которая с выходом нового фильма заметно расширилась, также есть несколько версий человека-паука. Так, а почему бы в ней не быть и уже упомянутой хрюшки? В конце концов, Локи в виде крокодила мы же уже видели.
И вот в этом кроется основная опасность – теперь в киновселенной «Marvel» точно также как и во вселенной «Cloverfield» может происходить абсолютно все. А значит все произошедшие до этого события, а также те, что еще только произойдут в последующих фильмах, можно легко обесценить. Прямо как камни бесконечности, которые с легкой подачи сценаристов превратились в самые обыкновенные украшения. Так, а почему бы не вернуть к жизни погибшую во второй части «Нового человека-паука» Гвен в исполнении Эммы Стоун? Злодеев из старых фильмов же вернули, а они ведь тоже успели умереть. Уже даже слухи пошли, что студия «Sony» действительно хочет это осуществить и презентовать на экранах киновоплощение женщины-паука.
И с каждым новым фильмом (или сериалом) в формируемую авторами безумную мультивселенную добавляются элементы, которые вносят хаус и так в далеко не самую устойчивую сюжетную конструкцию. Так в ленте «Тор: Любовь и Гром» внезапно появилось некое всемогущее существо, способное исполнить любое желание, причем существование этого существа не является таким уж большим секретом. Держа в голове подобную информацию сложно серьезно воспринимать многолетний путь Таноса по сбору камней. Да и драма Мстителей, потерпевших поражение в битве кажется пустой, ведь они могли просто отправиться на край вселенной и исправить то, что Танос успел наворотить.
И тем не менее, на данный момент у «Marvel» все-таки есть существенное отличие, позволяющее надеяться, что с мультивселенной в их фильмах будут обходиться бережно. Дело в том, что авторы «Cloverfield» вместо долгожданных ответов на вопросы представили зрителям банальную отмазку, а вот создатели «Человека-паука» дали фанатам именно то, чего они и хотели.