Найти тему

"С нами родители ничем не занимались, и ничего - заговорили". Почему с современными детьми такой подход не работает?

Ещё ни одному поколению до наших детей не приходилось обрабатывать ТАКОЕ количество данных. В настоящее время человек потребляет в 150 раз больше информации, чем 100 лет назад - об этом заявил советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля.

За работу с информацией во многом ответственен вербальный интеллект. Он отвечает за получение, анализ и дальнейшее применение данных, которые мы узнаём.

Люди с развитым вербальным интеллектом:

  • чувствительны к смыслу и звучанию слов
  • умеют связно говорить и красиво писать
  • легко улавливают суть в потоке информации
  • им проще даются гуманитарные предметы в школе

Как ни печально это признавать, но сегодняшний ребёнок имеет намного меньше шансов самостоятельно развивать вербальный интеллект. В семьях XXI века не распространена многодетность, бабушки-дедушки обычно живут отдельно (а значит, общение сводится только к маме/папе), чтение книг нередко заменяется на мультики. Информации вокруг очень много, и она подаётся в упрощённом, "клиповом" формате.

В результате современный дошкольник нередко имеет скудный лексикон, ему сложно пересказывать, обобщать, описывать события или свои эмоции. И чем старше ребёнок, тем сложнее это исправить.

Как развивать вербальный интеллект у детей?

1. Общайтесь с "неговорящим" ребёнком

-2

Стимулировать речь нужно задолго до того, как малыш скажет своё первое слово. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени, используйте вопросы (и сами на них же отвечайте). Пойте колыбельные, потешки, пестушки. Играйте в пальчиковые игры типа “сорока-сорока”, “подсчитали пальчики” и т.д. Используйте разную интонацию в речи, лучше даже гипертрофированную (очень грустный тон, очень радостный тон). Повторяйте за ребёнком звуки, которые он произносит, вступайте с ним в диалог.

Кстати, логопеды не рекомендуют коверкать речь (говорить "мафынка" вместо "машинка"), но использовать "детский" язык вполне можно (годовасику будет понятнее "машинка говорит би-би", чем "автомобиль сигналит"). Главное, по мере развития ребёнка уходить от таких упрощений и наоборот вводить больше синонимов, приучая ребёнка по-разному описывать один и тот же объект ("Смотри, какой мишка. Это большой зверь, правда? А какая у него шёрстка? Бурая, верно. Это бурый медведь. Рядом с ним детки-медвежата. А может, это мама-медведь? Тогда её называют медведица" - всё это можно сказать, рассматривая вместе одну картинку). Для общения с самыми маленькими рекомендуем серию "Мир на ладошке" - это энциклопедия в фотографиях на карточках. Карточки плотные, ламинированные, со скруглёнными краями, они не боятся детских ручек. Рассматривая карточки, читая тексты с обратной стороны и играя в простые игры по теме, вы развиваете словарный запас ребёнка и получаете множество поводов для весёлого общения, даже если ребёнок ещё не разговаривает сам.

-3

2. Учите стишки с малышом

Не обязательно брать что-то масштабное, подойдут и шутки-прибаутки, и песенки, и скороговорки. Отличным решением станут слоговые дорожки - например, "Бормоталки" от "Умницы". В них есть простые рифмы (доступные детям с 1,5 лет), а их повторение тренирует речевой аппарат для произношения сложных звуков.

-4

3. Ставьте речевые задачи

Не просто "пить!", а "дай, пожалуйста, водички" - помогайте ребёнку расширять свой лексикон и переводить слова из пассивного словаря в активный. Для этого можно не бросаться выполнять просьбу малыша по первому требованию, а мотивировать его повторить её ещё раз - уже более развёрнуто.

4. Играйте в речевые игры

Слова в рифму, слова на определённую букву, те же скороговорки - это то, во что можно играть устно. С детьми от 4 лет можно пробовать анаграммы (перестановки букв), искать ошибки в специально написанных словах, добавлять пропущенную букву и так далее. Старшие дошкольники вполне могут разгадывать детские кроссворды и ребусы, находить слова в переплетении букв, играть в "лишнее слово" или "что общего между словами".

5. Читайте книги

-5

С младенчества приучайте ребёнка интересоваться книгами - рассматривать их, слушать чтение, возвращаться к любимым историям. Книги могут напрямую развивать речь малыша - например, книги из комплекта "Умница.Говорим" вовлекают ребёнка в общения, стимулируя его отвечать на вопросы и играть с игрушкой прямо на своих страницах. Для детей от 3 месяцев подойдут особые книжки с простыми картинками и мягкими страничками (как книжка-понималка из этого же набора).

6. Научите ребёнка читать в игре

-6

Чтобы дружба с книгами сохранилась надолго, важно, чтобы чтение не имело негативных ассоциаций. А обучение чтению в формате "это какая буква?" нередко вызывает у детей трудности и даже вызывает неприязнь к книгам. Простой вариант научить ребёнка читать - поиграть с ним в интересную логическую игру с кубиками. Кубики "Читаю легко" сделаны таким образом, что малыш от 3 лет САМ прочитает своё первое слово на первом же занятии, а трёх дней таких игр вполне хватит, чтобы он понял принцип и поверил, что у него получается читать. Дальше дело за практикой!

Что будет, если НЕ развивать вербальный интеллект?

Скажем так: катастрофы не случится. Вернее, её никто не заметит, так как (не)развитие вербального интеллекта происходит не за один год. Ребёнок в любом случае заговорит, но ему будет сложно пересказывать истории, выстраивать речь в связный монолог, вычленять главную мысль из прочитанного текста. Обучение русскому языку и литературе будет идти со скрипом из-за правил, которые будто бы не желают запоминаться и сочинений, которые не хотят писаться. В будущем человек станет считать себя косноязычным, и это может сократить для него выбор занятий и специальностей.

#развитиеребенка #вербальныйинтеллект #развитиеречи #раннееразвитие #игрыдлядетей