Найти тему
6,7K подписчиков

Cимфоническая поэма «Прометей» А.Н. Скрябина — генезис жанра светомузыки

118 прочитали

Данная статья относится к Категории 🔮 Появление нового жанра

1. Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка» & Изображение Peter H с сайта Pixabay & Генрих Фугер, 1817. Прометей приносит огонь человечеству
1. Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка» & Изображение Peter H с сайта Pixabay & Генрих Фугер, 1817. Прометей приносит огонь человечеству

А.Н. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к максимальной выразительности, он ввёл в состав исполнителей хор без слов и в партитуру «партию света» (Luce). Согласно замыслу композитора, лучи прожекторов разных цветов должны были сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов….

«В основу «Поэмы огня» положен древнегреческий миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. Прометей вывел людей из тьмы невежества, научил их ремеслам. Боги не простили его, они навеки приковали его к скале, где большой орёл клевал его печень. Многие художники в разные времена воплощали этот образ – Эсхил, Гёте, Бетховен. Они рассматривали Прометея как реальное действующее лицо в контексте легенды.

И лишь Скрябин почувствовал философскую условность, мифологизированность вечного образа-символа...

Он считал, что Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях, что это — активная энергия Вселенной, творческий принцип, огонь, борьба, усилие, мысль. Композитора влекли зовы космоса, Вселенной, бесконечного пространства...

Начало «Прометея» - образ первозданного мира, ещё не обретшего духовную жизнь. Здесь звучит знаменитый застывший «прометеев аккорд» - символ неразгаданной стихийности. Картина ледниковых полей, над которыми чуть брезжит рассвет (Б.В. Асафьев), грандиозна и убедительна. Шесть звуков «прометеева аккорда» становятся основой развития поэмы. Из них вырастают образы «космического тумана», «созерцания, освещенного светом сознания», таинственные и тревожные темы, отражающие дремлющий хаос в преддверии мировых катаклизмов».

Рапацкая Л.А., Искусство «Серебряного века», М., «Просвещение»; «Владос», 1996 г., с. 57.

Историки музыки считают, что «Прометей» - предисловие к главному произведению А.Н. Скрябина«Мистерии», к сожалению, оставшейся незавершённой…

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

Символы и метафоры творческой деятельности — более 150 материалов по теме

+ Плейлист VIKENT.RU из 9-ти видео:

ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию в третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист. Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «светомузыка» / Public Domain & Изображение Peter H с сайта Pixabay & Генрих Фугер, 1817. Прометей приносит огонь человечеству / Public Domain

#vikent_ru #культурноенаследие #творчество #жанрымузыки #изобретение #первооткрыватель #светомузыка #прометей #символы #скрябин