Найти в Дзене

Избранная история популярной музыки. 5. Кабаре и рестораны. КИНОматериалы

Оглавление
Источник: miro.medium.com
Источник: miro.medium.com

Про европейские кабаре и музыку, вышедшую из неё и игравшуюся впоследствии на европейских крупных сценах в 20-30-е годы, было снято большое количество фильмов. Но мало где можно прочувствовать на все 100% дух и эпоху времени, а, самое главное, атмосферу. Прежде всего за счёт собственно музыки, о которой я вёл речь в видео и в статье пятого выпуска видеоблога избранной истории популярной музыки. Тот же самый знаменитый мюзикл "Мулен Руж" 1999 года Базза Лурмана я здесь упоминать не буду - он выглядит как красочная картинка с поп-музыкой 90-х годов, и сопоставить её с тем, что в Мулен Руже когда-то выступала, к примеру, знаменитая Мистенгет, весьма сложно. Какая бы роль возрождения жанра классических мюзиклов у фильма ни была бы. О возвеличивании киномюзиклов я вообще в другой главе поговорю.

А здесь всего несколько фильмов по моей рекомендации, зато полностью переносящие нас без лишней мишуры в то время и погружающие на 100% в ту атмосферу прежде всего за счёт музыки.

Голубой ангел/Der blaue Engel (1930, Германия)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Джозеф фон Штернберг

в ролях: Эмиль Яннингс, Марлен Дитрих

Фильм, во многом перевернувший сознание кинематографа и открывший в нём новые грани. Германская школа 20-30-х годах была одной из самых сильных в истории кино как в плане режиссуры, так и в техническом смысле: звук едва появился на экранах, а этот фильм уже смотрелся без единой нелепой сцены-отголоска "немой" эпохи как в игре актёров, так и в монтажной работе в целом.

Но нас интересует, прежде всего, эпоха, которая здесь запечатлена настолько ярко, что сложно представить какой-либо другой фильм времён культуры кабаре, где эта культура так чётко отображена на экране. В драматическом смысле главная звезда фильма - Эмиль Яннингс. Его герой, консервативный учитель английского языка, ненавидящий похабщину, рекой льющуюся из находящегося рядом со школой кабаре и развращающий его учеников, в конце концов сам становится жертвой чар главной фаворитки сцены в блестящем исполнении Марлен Дитрих.

Этот фильм прославил знаменитую актрису и певицу на весь мир. Её образ стал одним из главных кинематографических символов своей эпохи и по сути сформировал основной имидж Марлен Дитрих на всю её последующую творческую жизнь - грубоватой женщины-вамп с сумасшедшей харизмой, как магнит притягивающей противоположный пол (по факту этот образ встал за основу вообще всех образов роковых женщин в последующем кино). Именно в таком облике она в том же 1930-м году переехала в США и начала покорять Голливуд.

Марлен исполнила в фильме на сцене несколько песен как на немецком, так и на английском языках (фильм в принципе был снят на обоих языках). Но статус самой культовой получила именно эта, собственно, из самой знаменитой сцены обольщения учителя английского языка:

Кабаре/Cabaret (1972, США)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Боб Фосси

в ролях: Лайза Миннелли, Майкл Йорк, Хельмут Грим, Джоэл Грей, Фриц Веппер, Мариза Беренсон

Мой фильм-фаворит! Занимает у меня уже давно твёрдое пятое место среди любимых фильмов.

В начале 30-х в Берлине учителем английского работал известный британский писатель Кристофер Ишервуд, написавший по мотивам своей жизни в столице Германии того времени роман «Прощай, Берлин!», по которому в США на Бродвее был поставлен мюзикл, по которому в 72 году был снят сорвавший 8 статуэток Оскара фильм знакового режиссёра Боба Фосси.

1931 год, разрушающаяся экономическим кризисом Германская Веймарская республика, смертельная битва политических партий, из которых выше всех вырываются и наиболее агрессивно себя ведут нацистская и коммунистическая, а люди скрываются от ужасов и проблем в кабаре, где на сцене поёт приглашённая американская певица и программу ведёт жуткий по своему образу конферансье… Их роли великолепно сыграли Лайза Минелли и Джоэль Грэй, оба получили Оскары…

Идеально переданный дух того самого германского кабаре, а пошло-похабные песни полностью отражают и атмосферу немецкого кабарешного духа тех времён, и являются фарсовой аллегорией происходивших за пределами кабаре ужасов немецкой действительности, ведущей к приходу власти нацистов.

Париж! Париж!/Предместье/Faubourg 36 (2008, Франция, Германия, Чехия)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Кристоф Барратье

в ролях: Жерар Жюньо, Кловис Корнийяк, Кад Мерад, Нора Арнезедер, Пьер Ришар

Ещё один из моих любимейших фильмов в подборке. Если фильм "Кабаре" - лучшее кино про злую кабарешную атмосферу преднацистской Германии, то фильм "Париж! Париж" (опять постарались наши переводчики, правильный перевод - "Предместье", так назывался музыкальный театр, где работают главные герои фильма) - лучшее кино про французскую кабарешную атмосферу, как раз, в отличие от злой немецкой, мягкую и романтическую.

История простых актёров и работников французского небольшого театра на фоне полноценного исторического антуража одного года - 1936-го: музыка в стиле классического французского шансона и мюзета, политическая борьба между коммунистами и националистами на фабриках/улицах/митингах/в залах заседаний/и даже в любовной борьбе к прекрасной певице-звезде театра "Шансонии": между яростным "красным" евреем-активистом за права рабочих и магнатом недвижимости, выкупившим театр и состоящим в националистической партии.

Фильмов про те времена снято достаточно много, и на самом-то деле этот фильм по большей части смотрится как мюзикл с красочной оболочкой, нежели жестокая правда жизни. Но прелесть кино состоит в том, что его снял Кристоф Барратье. Этот режиссёр известен, прежде всего, своей главной работой "Хористы" (2004 г.) про школу для трудных подростков и учителя музыки, который пытается воспитать в учениках добро с помощью организованного в классе хора.

Чудесная и трогательная манера повествования того фильма у Барратье перекочевала и в фильм "Париж! Париж!", а главную роль техника музыкального театра "Шансония"-"Предместье" со схожим амплуа блестяще исполнил тот же актёр, что и в "Хористах" - Жерар Жонью. А чарующая музыкальная атмосфера вышла ещё масштабнее: всё кино пропитано потрясающими песнями композитора Рейнхардта Вагнера, стилизованными под настоящий ретро-французский шансон 1910-1930-х годов. Что ни песня, то мелодия, трогающая за душу. Все песни исполнили сами актёры фильма. Прежде всего - невероятно красивая актриса Нора Арнезедер. Безусловно, в центре внимания - песня Loin De Paname, номинированная в 2009 году на "Оскар":

Жизнь и приключения Мишки Япончика (2011, Россия)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Сергей Гинсбург. в главной роли Евгений Ткачук

Стандартный русский мини-сериал про самого известного деятеля еврейской мафии Одессы Мойшу Винницкого (известного в народе под кличкой "Мишка Япончик"), которого можно было вполне назвать гангстером европейского уровня: именно он ввёл заграничные методы организованности преступной деятельности, в отличие от простых коллег-налётчиков, а именно: стал заниматься "крышеванием" доживавшего свои последние годы перед приходом советской власти буржуазного класса. Богачи и предприниматели Одессы "платили" Мишке Япончику заранее деньги, чтобы не быть внезапно ограбленными в том или ином месте.

Но нас интересует, прежде всего, отлично изображённая в сериале атмосфера полууголовной/полубуржуйской/полуподпольной разрываемой белыми-красными-бандитами Одессы, отображённая в сценах в местном кабаре, где "зависал" Мишка Япончик со своими подельниками. Девушки исполняли песни одесского фольклора, олицетворявшие тот или иной исторический эпизод.

Карьера Спирьки Шпандыря (1926, СССР)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Борис Светлов. в главной роли Леонид Утёсов

Фильм времён НЭПа и... немой! Хотя я его рекомендую по теме истории музыки! На самом деле просто кино идеально отображает атмосферу времён того самого НЭПа, а карманный вор в исполнении Леонида Утёсова - мощное фарсовое олицетворение мелких предпринимателей тех времён: вышедший из тюрьмы карманник Спирька Шпандырь уезжает в Амстердам и становится там "бароном")) Наложите мысленно на это немое кино песни Утёсова первого одесского гоп-стоп-периода, первых ресторанных песен - и картинка будет цельной!

Примерно вот так:

Дежа вю (1989, Польша/СССР)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Юлиуш Махульский

в ролях: Ежи Штур, Владимир Головин, Николай Караченцов, Виктор Степанов

Вышедший в Перестроичное время фильм-откровенный стёб и над временем НЭПа в СССР, и над временами Сухого закона в США (время происходит в 1925 году): американский гангстер-киллер по заданию мафии прибывает в Одессу для убийства бежавшего предателя. И сталкивается со всей "мишурой": пионерами, советскими законами, одесским колоритом, одесскими подпольными кабаре-ресторанами с той самой атмосферой!

Утесов. Песня длиною в жизнь (2006, Россия)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёры Георгий и Валентина Николаенко

в ролях: Богдан Бенюк, Марина Александрова, Марат Башаров, Вера Воронкова, Наталья Гатиятова, Сергей Гирин, Алексей Горбунов, Владимир Горянский, Нонна Гришаева, Анатолий Дяченко

Биографический сериал про Леонида Утёсова, начиная с детства и восхождении карьеры в Одессе и до конца его жизни. Нас интересуют первые серии, где молодой Утёсов исполняет песни знаменитого одесского блатного фольклора в ресторанах, пока не решается ехать в Ленинград.

Есть небольшой минус: не самая лучшая адаптация песен в исполнении Утёсова, не совсем удачно был подобран певец, изображающий голос знаменитого артиста. Надо просто сказать, фильм вышел во времена, когда российские сериалы снимали, мягко сказать, не заморачиваясь и не вкладывая в них особо денег...

Петр Лещенко. Все, что было… (2013, Россия)

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

режиссёр Владимир Котт

в ролях: Константин Хабенский, Иван Стебунов, Андрей Мерзликин, Мириам Сехон, Виктория Исаков, Тимофей Трибунцев, Борис Каморзин, Алексей Кравченко, Евгения Добровольская, Сергей Бызгу

...чего не скажешь об отличном сериале про Петра Лещенко, снятом в формате не только музыкальном, но и приключенческо-историческом в самом хорошем смысле. Возможно, какие-то сюжетные перипетии сложной судьбы знаменитого русско-румынского шансонье были привраны, но привраны для достижения отличного художественного результата! Даже лучшим вариантом было исполнении всех песен Лещенко самим Хабенским, хотя голос совершенно не похож, да и самого голоса откровенно и нет. Но в этом была своя фишка, ибо Хабенский справился на ура, в принципе, как всегда.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

ИЗБРАННАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ. 5. КАБАРЕ И РЕСТОРАНЫ

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.