В Германии на сегодняшний день осел миллион украинских беженцев. В Великобритании — почти 70 тыс. Обе эти страны несут самые большие в Европе расходы по обслуживанию амбиций киевского режима. Но все популярнее делается мнение: доколе?
Недавно в Киеве уходящий британский премьер Борис Джонсон сказал, что ради свободы англичанам придется оплачивать разбухшие счета за электричество, поскольку украинцы платят по своим счетам кровью. Однако не все на островах с ним согласны.
Конец денег и «сброи»
Как говорится, всё хорошее рано или поздно кончается. К концу года кончится и вооружение, которое Великобритания может выделять для Украины без ущерба собственной безопасности. Скорее всего, примерно через год после начала спецоперации у Британии иссякнут и деньги на помощь Киеву. Так считает «Таймс», самая респектабельная газета Соединенного королевства.
В материале «Шесть месяцев в состоянии войны. Испытывает ли Британия усталость от Украины» журналисты спрашивают соотечественников, что они думают по этому поводу. Соотечественники попадаются разные, от простых обывателей до высокопоставленных чиновников министерства обороны. Один из последних как раз сообщил новость о том, что к декабрю-январю кончатся оружие и деньги. Терпение британцев, возможно, лопнет еще раньше.
Лорд Рикеттс, в прошлом советник правительства по вопросам национальной безопасности, справедливо заметил, что, несмотря на всю западную помощь, вряд ли на полях Украины удастся нанести России такое поражение, которым для Германии закончилась Вторая мировая война. По словам лорда, военная помощь Украине необходима, но пока непонятно, будет ли у этой помощи какой-то положительный результат.
Многое, разумеется, зависит от того, кто станет новым премьер-министром страны. Соперников осталось двое: экс-министр финансов Риши Сунак и действующий министр иностранных дел Лиз Трасс. Трасс — «ястреб» почище Бориса Джонсона, который известен своей жесткой антироссийской позицией. Сунак считается более умеренным, к тому же он умеет считать деньги. Как бы то ни было, перед новым премьером, который будет избран уже в сентябре, встанет вопрос: продолжать ли бросать в топку конфликта на Украине новые миллиарды фунтов, или направить их на латание дыр в собственном бюджете.
«Я поддерживаю поставки Украине оружия, но я просто ошеломлена ценами на газ, — говорит 59-летняя Карин Хайд, медицинский менеджер. — С этим конфликтом на Украине пора кончать, но конца что-то не видно. Моему сыну 21 год, скоро он закончит университет, я все чаще задумываюсь о его будущем. Каким оно будет, пока мы тут восторгаемся борьбой украинцев за их свободу и независимость? Не перехваливаем ли мы Украину?»
Довольно характерное для нынешней Британии мнение, которое лучше всего описывается русской поговоркой «Своя рубашка ближе к телу». По опросам общественного мнения, в марте почти половина респондентов поддерживала санкции в отношении России, даже если это приведет к удорожанию электричества, а 38% выступили против. К середине лета эти группы населения фактически поменялись местами. Теперь 48% — это противники санкций, а 38 % — за жесткую политику в отношении Москвы.
Кстати: с начала спецоперации на Украине Великобритания выделила этой стране 6,5 млрд евро. 4 млрд пошли на чисто военные изделия и материалы, 2,5 млрд — на гуманитарную помощь. К первой категории относятся 7 тыс. ПТРК и ракет к ним, 5 комплексов ПВО, 120 бронемашин, 1 360 гранатометов и 6 РСЗО M270.
У немцев кончились квартиры
Схожие мнения все чаще можно услышать и в ФРГ. Третья по численности фракция в Бундестаге — ультраправая партия «Альтернатива для Германии». Оппоненты иногда обвиняют АДГ чуть ли не в нацистских умонастроениях, хотя это скорее евроскептики. Один из них, депутат Евгений Шмидт, недавно высказался в том духе, что немцам в преддверии наступающей зимы неплохо бы подумать о себе.
«Немецкие СМИ, — говорил Шмидт в интервью агентству «РИА Новости» — изо всех сил продолжают вести пропаганду повестки солидарности с народом Украины, но в обществе постепенно зреет усталость от новостей с Украины, особенно на фоне галопирующей инфляции».
Напрягают немцев и украинские беженцы. С марта этого года в Германию перебежал уже примерно миллион граждан Украины. В основном это старики, женщины и дети. Мужчин призывного возраста из страны, как известно, легально не выпускают. Размещать их негде, поскольку центры для мигрантов с 2015 г. заняты арабами, выходцами из Африки и афганцами. Правительственная программа по аренде жилья для украинцев уже перегрела цены на рынке недвижимости. Теперь немцы, желающие снять квартиру, сталкиваются с невиданными ранее трудностями — свободных квартир попросту нет.