СТАТЬЯ 131
Так, мой дорогой читатель, надеюсь, вы отдохнули, прочитав мое художественное отступление, пьесу «Я Зимри-Лим, царь государства Мари». Перейдём снова к нашей необъятной теме и поговорим вот о чём, о гениальности и самоубийстве. Среди выдающихся и очень известных писателей самоубийства бывают нередко, об этом есть целая книга Григория Чхартишвили (это подлинная фамилия и имя Бориса Акунина вообще-то). Там почти все эти случаи разобраны. Надо полагать, что самоубийства среди неизвестных писателей и вообще творцов случаются, видимо, ещё чаще, просто мы об этом ничего не знаем.
Суть самоубийства я уже разбирал в своих статьях и их можно найти в Интернете, сейчас лишь скажу вот что.
Подлинный творец, тем более гений, его цель — через своё творчество развить и даже преобразить человека. Хотя бы, как минимум, заставить его осмотреться и задуматься. У гениев в голове свои Идеалы жизни и обществ, а общества вокруг относительно этих идеалов очень несовершенны. Несовершенны потому, что несовершенны сами люди, человек. Отсюда неприятие такой действительности! Попытки тщетные, но сильные её изменить. И следом чувство слабости и отчаяния, что изменить ничего не удаётся.
Тут надо учитывать и то, что гении появляются и творят часто в переломные эпохи, и там, глядя на все ужасы подобных периодов истории, гениям особенно трудно. Нет, не совсем правильно сказано, гении как раз очень сильны, они выдерживают любую жуткую эпоху и творят, наоборот, особенно сильно, не выдерживают великие и выдающиеся, знаменитые!
Гении очень связаны именно с эпохой, а вот знаменитые нередко сильно зациклены на себе, а не на эпохе… Простой пример, Марина Цветаева, убила себя в Елабуге 31 августа 1941 года, в самые ужасные дни для нас Великой Отечественной войны. Все бы поэты так делали! Тут явно виден страшный эгоизм и совершенное непонимание действительности. В чём причина? Сынок связался с плохой компанией и перестал слушаться мать, которая явно угрожала, шантажировала своим самоубийствам, так что эгоист-подросток так и выкрикнул, убегая из дома: «Вешайся!» Унижение, что послали не в тот город, куда отправили основную когорту более как будто (потому что это не так) известных писателей, унижения от необходимости того, что придётся зарабатывать посудомойщицей. Всё это сказалось, конечно, но всё это поводы. Главная причина — творческий кризис! Она, по сути, исписалась. Это ж надо, в такое-то время и не иметь тем для творчества!? Что она писала в последние годы? Сумасшествие почти, глубоко ушедшей в себя одиночки.
Здесь надо сказать, что самоубийство творцов почти всегда связано прежде всего с творческим кризисом и обычно с попыткой преодоления его через алкоголь. Это и Александр Фадеев, это и Сергей Есенин (тут важно не то, был ли он пьян в момент гибели иль с похмелья, тут важен сам хронический алкоголизм, который сильно меняет психику и который и довёл поэта до психушки). Что касается В. Маяковского, то тут и творческие неудачи — провал «Бани», тут и запутанные любовные связи, тут и в целом кризис поэта, который начал к этому своему возрасту — очень трудному для мужчин, — осознавать, что он купился, что его система использовала и он много врал себе…
Для подлинного поэта, а Маяковский был, по сути, гением, по крайней мере, очень близким к истинной гениальности, это серьёзное осознание. Лгать в самом главном деле своей жизни ради выгоды, лгать в том, что есть смысл жизни для таких людей всегда крайне рискованно… Кстати, такой приговор в таких обстоятельствах именно даже признак гениальности.
Но хватит о русских поэтах. Поговорим, например, о Джеке Лондоне. Он очень точно рассчитал лекарственные вещества, в том числе и наркотики, этот его расчёт сохранился, то есть все очень продумал, тихо заснул в эйфории даже и не проснулся… Почему? Богат, самые большие литературные гонорары в Америке, где никогда писателям особенно много не платили. Ранчо Красоты. Всего достиг! Сказалось неумеренное потребление алкоголя, приведшее к серьёзным нарушениям здоровья с возрастом? Исписался? Заказывал и платил за интересные сюжеты? Приближал к себе не тех женщин, оказывается, не надо было предавать первую и главную свою любовь? Не те друзья, которым всегда давал деньги в долг, которые неделями жили у него и кормились, но которые, когда ему понадобилось, не дали ему ни пенса? Разочарования жуткие от людей?
Всё перечисленное вместе, видимо, сказалось. Уточню лишь то, что, судя по творчеству, Джек Лондон вовсе не исписался, его творчество как раз перешло в новую очень интересную стадию…
Впрочем, о Марине Цветаевой, о Сергее Есенине, Джеке Лондоне, Эрнесте Хемингуэе — все перечисленные сейчас были только великие, но не гении — читайте в моих этюдах о самовольной смерти великих. Ими начинается мой триптих «Проклятие гениев».
А пока хватит. Жду ваших мнений, добрые мои читатели!