На прошедшем в Новосибирске XXII съезде работников образования региона, участниками которого стали и депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области, обсудили, в частности, вводимые в 2022-2023 учебном году инструменты воспитания граждан России. Одна из главных позиций обновленных ФГОСов (образовательных стандартов) – историческое просвещение с первого класса: исторические темы для малышей впишут в уроки окружающего мира и «Основы религии и светской этики». Определены темы классных часов «Разговоры о важном», на которых учителя будут обсуждать с детьми общественно-политические события, государственные и национальные ценности. Планируется, что в образовательных организациях будут проводить торжественные церемонии поднятия флага в начале и в конце учебной недели, а также во время школьных торжеств, соревнований и в дни государственных праздников. Перед уроками будет звучать государственный гимн.
Мнением об этом поделились депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.
«Мы никогда не отходили в школе от патриотического воспитания, – прокомментировала Зоя Родина. – Проводим много мероприятий, только в последние два года в связи с ковидными запретами были ограничения. Российское движение школьников, Совет старшеклассников, патриотические клубы – все это работает, и на практике формы мероприятий различны. Усиливать направление патриотического воспитания, считаю, нужно не искусственно, но поступательно. Дети должны понимать, зачем это нужно, им нужно объяснить. Патриотизм – это ведь не формальное поднятие флага. Это культура общения. Это любовь к семье, малой родине. Это успешная учеба и работа. И начинать нужно со взрослых. Для меня патриотизм – это не атрибутика, не показательные мероприятия, но в целом отношение к окружающему миру. Если педагог не проникся, искренне не понимает, для чего нужно любить родину, он не сможет привить ребенку это чувство. Патриотизм – дело взрослых: это наша ответственность».
Евгений Подгорный убежден: «Наконец-то мы пришли к тому, что в школах будут поднимать флаг, исполнять гимн! Это положительно повлияет на молодежь, на патриотические настроения подрастающего поколения, на развитие патриотического воспитания в школах, институтах, колледжах. Нужно рассказывать с младшего школьного возраста о героизме, мужестве, любви к родине, чтобы в последующем молодежь не ориентировалась на негативные примеры, которые есть в интернет-пространстве. Наши дети должны гордиться своими предками. В 1990-2000-е годы недостаточно внимания уделялось патриотическому воспитанию. Помню, когда выступал в 1996 году на Олимпийских играх, у нашего гимна еще не было слов. Знать слова, вставать, когда играет гимн и поднимается флаг – я уверен, со временем это для каждого станет правилом».
Наталия Красовская назвала нововведения важнейшими. «Настоящее время требует от нас единения, единения нации, – подчеркнула парламентарий. – Но мы не только живем в настоящем, но каждый день и каждый час строим будущее. А будущее – это наши дети. И то, насколько патриотически настроенными они вырастут, насколько крепкий будут иметь внутренний стержень, зависит от наших с вами усилий сегодня. Воспитание уважения к государственным символам имеет колоссальное значение! Давайте вспомним, к каким последствиям привели упущения в воспитательном процессе. Например, митинги, на которые школьники, студенты шли по призыву Навального: невозможно было бы так промыть мозги молодежи, если бы у них была мощная патриотическая база. Закономерно, что государство вводит в образовательную систему элементы, которые усилят патриотический дух. Когда я училась в школе, слова гимна были на обороте каждой тетрадки, они отпечатывались в памяти на всю жизнь: нужно возвращаться к этим практикам».