В России набирает обороты программа по очистке акваторий от речного мусора. Только за последние годы со дна Волги и ее притоков подняли почти 2 тысячи плавсредств. Затонувшие корабли не только создают угрозу безопасности судоходства, но и наносят вред окружающей среде.
Опасность для Волги
Река Волга давно превратилась в кладбище затонувших кораблей. Под толщей воды от людских глаз скрыты сотни судов, некоторые пролежали на дне столетия. В акватории до сих пор находят пароходы дореволюционного периода, попадаются экземпляры времен Сталинградской битвы. Но сегодня все это просто речной мусор.
Для речников подводные захоронения – головная боль. На фарватере металлический мусор опасен для судоходства и грозит пробоиной. В Нижегородской области брошенная баржа более 30 лет перекрывает практически треть русла Волги.
Проблема копилась десятилетиями – брошенные корабли и баржи сегодня можно обнаружить практически во всех судоходных реках России. Поднятие затонувшего судна дело не только тяжелое, но и затратное – порой расходы на спасательную операцию значительно превышают стоимость самого плавсредства. Поэтому собственники чаще всего от такой "недвижимости" просто отказывались.
Каждое такое старое заброшенное судно – это настоящая бомба замедленного действия для экологии. Моторные отсеки буквально пропитаны маслом и дизельным топливом, которое со временем начинает просачиваться в акваторию и отравляет все вокруг.
По оценке специалистов, сейчас Волга таит в себе более 300 затонувших кораблей и барж – полностью очистить акваторию должны до 2025 года.
"По требованию прокуратуры налажен учет брошенных судов. Идет работа по их выявлению, подъему, ремонту и утилизации. Более чем за 20 лет на Волге и ее притоках поднято почти 2 тысячи плавсредств", – говорит представитель генпрокуратуры РФ Андрей Иванов.
Генеральная уборка
Судоходство на главной водной артерии Сибири, реке Енисей, началось около двухсот лет назад, и за эти годы официально зафиксировано около ста кораблекрушений. Сколько из этих судов в итоге были подняты на поверхность, экологам неизвестно.
"Нужно изыскивать средства, а откуда их брать? И вот сейчас запущен проект "Генеральная уборка". Он предполагает поднятие затопленных судов", – отмечает член совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа Александр Колотов.
Генеральная уборка в русле Амура в самом разгаре – речным санитарам Хабаровского края в ближайшее время предстоит поднять на поверхность 46 затопленных судов.
"Мы купили специальные мешки, которые закрепляются на баржу, накачиваются компрессорами и с их помощью можно поднять утопленное судно", – сказал гендиректор ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Юрий Обухов
Фактически массово суда на реках России стали всплывать после изменения нормативной базы – в 2015-м. Если хозяина корабля или баржи установить не удалось, то груз ответственности за объект ложится на плечи региональных властей. Но, как правило, призывать чиновников к расторопности приходится исключительно через суд.
"Всего природоохранными прокурорами предъявлены 22 иска по подъему судов из бассейна реки Амур. На сегодняшний день три иска исполнены – суда подняты. Шесть находятся в работе. Оставшаяся часть исков также в работе, сроки исполнения данных решений не истекли", – сказал амурский бассейновый природоохранный прокурор Андрей Шевцов.
В продолжение кампании по очистке акваторий – в этом году на законодательном уровне вступил запрет на умышленное затопление судов в реках и озерах. Кроме того, собственников обязали поднимать затонувшие объекты в течение года с момента аварии, если оно не мешает судоходству.
#волга #корабли