Найти тему
РЕН ТВ

Кладбище кораблей: на дне Волги покоятся три сотни судов. Чем они опасны?

Оглавление

В России набирает обороты программа по очистке акваторий от речного мусора. Только за последние годы со дна Волги и ее притоков подняли почти 2 тысячи плавсредств. Затонувшие корабли не только создают угрозу безопасности судоходства, но и наносят вред окружающей среде.

Кадр из сюжета РЕН ТВ
Кадр из сюжета РЕН ТВ

Опасность для Волги

Река Волга давно превратилась в кладбище затонувших кораблей. Под толщей воды от людских глаз скрыты сотни судов, некоторые пролежали на дне столетия. В акватории до сих пор находят пароходы дореволюционного периода, попадаются экземпляры времен Сталинградской битвы. Но сегодня все это просто речной мусор.

Для речников подводные захоронения – головная боль. На фарватере металлический мусор опасен для судоходства и грозит пробоиной. В Нижегородской области брошенная баржа более 30 лет перекрывает практически треть русла Волги.

Проблема копилась десятилетиями – брошенные корабли и баржи сегодня можно обнаружить практически во всех судоходных реках России. Поднятие затонувшего судна дело не только тяжелое, но и затратное – порой расходы на спасательную операцию значительно превышают стоимость самого плавсредства. Поэтому собственники чаще всего от такой "недвижимости" просто отказывались.

Кадр из сюжета РЕН ТВ
Кадр из сюжета РЕН ТВ

Каждое такое старое заброшенное судно – это настоящая бомба замедленного действия для экологии. Моторные отсеки буквально пропитаны маслом и дизельным топливом, которое со временем начинает просачиваться в акваторию и отравляет все вокруг.

По оценке специалистов, сейчас Волга таит в себе более 300 затонувших кораблей и барж – полностью очистить акваторию должны до 2025 года.

"По требованию прокуратуры налажен учет брошенных судов. Идет работа по их выявлению, подъему, ремонту и утилизации. Более чем за 20 лет на Волге и ее притоках поднято почти 2 тысячи плавсредств", – говорит представитель генпрокуратуры РФ Андрей Иванов.

Генеральная уборка

Судоходство на главной водной артерии Сибири, реке Енисей, началось около двухсот лет назад, и за эти годы официально зафиксировано около ста кораблекрушений. Сколько из этих судов в итоге были подняты на поверхность, экологам неизвестно.

"Нужно изыскивать средства, а откуда их брать? И вот сейчас запущен проект "Генеральная уборка". Он предполагает поднятие затопленных судов", – отмечает член совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа Александр Колотов.

Генеральная уборка в русле Амура в самом разгаре – речным санитарам Хабаровского края в ближайшее время предстоит поднять на поверхность 46 затопленных судов.

Кадр из сюжета РЕН ТВ
Кадр из сюжета РЕН ТВ

"Мы купили специальные мешки, которые закрепляются на баржу, накачиваются компрессорами и с их помощью можно поднять утопленное судно", – сказал гендиректор ОАО "Хабаровский речной торговый порт" Юрий Обухов

Фактически массово суда на реках России стали всплывать после изменения нормативной базы – в 2015-м. Если хозяина корабля или баржи установить не удалось, то груз ответственности за объект ложится на плечи региональных властей. Но, как правило, призывать чиновников к расторопности приходится исключительно через суд.

"Всего природоохранными прокурорами предъявлены 22 иска по подъему судов из бассейна реки Амур. На сегодняшний день три иска исполнены – суда подняты. Шесть находятся в работе. Оставшаяся часть исков также в работе, сроки исполнения данных решений не истекли", – сказал амурский бассейновый природоохранный прокурор Андрей Шевцов.

В продолжение кампании по очистке акваторий – в этом году на законодательном уровне вступил запрет на умышленное затопление судов в реках и озерах. Кроме того, собственников обязали поднимать затонувшие объекты в течение года с момента аварии, если оно не мешает судоходству.

#волга #корабли