Найти тему

Терапия средствами фотографии.

5 техник фототерапии в консультировании:

Фотография Натальи Калайтан
Фотография Натальи Калайтан

1. Личные коллекции. Сюда могут входить как фотографии, сделанные самим клиентом (не обязательно обладающие художественной ценностью), так и фотографии, которые клиенту просто нравятся, например, найденные в сети, в журналах, на открытках и т.п.

2. Работа с фотографиями клиента, сделанные другими людьми. Здесь речь идет о фотографиях, на которых клиент выступает объектом съемки (это могут быть как постановочные снимки, где клиент позирует, так и спонтанные). Изучение собственного портрета, сделанного другим человеком, оказывается очень полезной практикой, т.к. позволяет увидеть себя со стороны и откорректировать ранее неосознаваемые сигналы, подаваемые в ходе общения (а сигналы эти подают все люди без исключения). Часто клиенты искренне удивляются, увидев себя на фотографии, т.к. представляли себя по-другому. Это не удивительно: подсознательное трудно поддается контролю, но первым шагом к этому может стать тщательный анализ фотографий и дальнейшее развитие с учетом полученной информации.

3. Работа с автопортретами клиента, то есть с фотографиями самого себя, сде­ланные клиентом. Такие фотографии создаются под полным или частичным контролем клиента, а значит, отображают, в той или иной мере, то, что он желает. Создание автопортрета - как снимка, сделанного без содействия посторонних, - раскрепощает и позволяет изучить себя без оглядки на другого человека. Это очень важно при работе с проблемой адекватной самооценки и уверенности в себе: возможность увидеть себя «как есть», не надевая маску одной из социальных ролей, от которых человек, увы, несвободен, об­ладает мощным терапевтическим эффектом.

4. Работа с семейным/биографическим альбомом клиента. Сюда относятся любые коллекции фотографий, связанные с биографией клиента, в том числе семейные снимки. Поскольку в большинстве случаев семейные фотоальбомы и т.п. коллекции фотографий создаются с целью рассказать об истории семьи – разумеется, с ее лучшей стороны, объективным документом его можно назвать едва ли. Однако именно здесь кроется ключ к успеху: создание собственной версии фотоальбома с комментариями либо рассказ о том, как и когда та или иная фотография попала в него, позволяет по иному взглянуть на прошлое, настоящее и будущее.

5. Работа с фото-проекциями. В рамках этой техники речь идет о формировании спонтанного, первичного мнения о фотографии в процессе ее просмотра или создания. Поскольку ощущения и эмоции, порождаемые в этом процессе, являются сугубо индивидуальными и проецируют внутренний мир человека, следовательно, у любой фотографии столько смыслов, сколько зрителей. Суть здесь в том, что важна не сама фотография как таковая, а реакция клиента на нее. Проекция – это очень полезный инструмент, позволяющий клиенту понять свой способ восприятия окружающей реальности.

Применение любой из пяти техник подразумевает не только и не столько создание или поиск фотографий, а скорее активную работу с ними. Нужно запустить процесс «коммуникации» с фотографией: выяснить, какие эмоции, чувства, ассоциации или воспоминания она вызывает, задать вопрос, почему она важна или понравилась клиенту, кто и в каких обстоятельствах делал снимок, почему была выбрана именно эта фотография и т.д. Ключ к эффективности фототерапии лежит именно в активной работе с фотографией: ценная информация часто выясняется в ходе сеанса совершенно неожиданно.

Подробнее об этом можно почитать https://www.b17.ru/article/fototerapiya/, а также у Джуди Вайзера в книге «Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей».