Последняя миля, или этап доставки товара покупателю, — это ответственный момент. Курьер может доставить слишком поздно или рано, привезти покупку в помятой упаковке или повредить её во время перевозки. Все претензии клиентов при этом достанутся не курьерской службе, а магазину.
Скорость и качество доставки влияет на её стоимость, выкуп заказов, лояльность клиентов и репутацию вашего магазина, а значит, и на прибыль. Решением проблем скорости и качества доставки может стать автоматизация.
Зачем автоматизировать доставку
Если магазин получает 10 заказов в день, организовать доставку можно вручную: найти курьера, построить маршрут, выбрать оптимальное время. Когда загруженность растёт и поток заказов увеличивается в несколько раз, справиться становится сложнее. Чем в этой ситуации помогает автоматизация?
Повышает лояльность клиентов. Компания PIM Solutions проанализировала несколько сотен отзывов на Яндекс Маркете и выяснила: самая упоминаемая среди как положительных, так отрицательных комментариев тема — это доставка. Скорость и точность доставки влияет как на отзывы покупателей, так и на выкуп покупок. Если курьер доставляет заказ в срок, только 7% покупок клиенты не выкупают. Если же доставка опаздывает, количество невыкупленных заказов вырастает в два раза.
Увеличивает скорость. Основной критерий качества доставки для клиентов — это скорость. С ней связаны 48% положительных отзывов. Автоматизация помогает выбрать оптимальный маршрут курьера по городу, обойти пробки и не задерживать доставку.
Экономит время и деньги. Автоматизация помогает рационально использовать ресурсы: время курьеров, транспорт, бензин. Всё это влияет на стоимость доставки для вашего магазина. Например, компания-поставщик канцелярских товаров «Комус» с помощью системы автоматизации от компании «АНТОР» смогла оптимизировать использование собственного автопарка и сократить расходы на доставку на 20%.
«Райффайзенбанк» при помощи сервиса автоматизации доставок EdiCourier увеличил производительность курьеров в 9 раз, при этом снизив стоимость доставки физических карт на 18%.
Какие процессы в логистике можно автоматизировать
Обработка и распределение заказов. Человеческий фактор может повлиять на скорость и качество доставки в самом начале пути. Логист может случайно передать доставку курьеру с десятью заказами вместо курьера с двумя.
Хорошая система автоматизации покажет загруженность каждого сотрудника доставки и подскажет, кому лучше выдать заказ.
Маршрутизация. Построение маршрута, пожалуй, самая сложная часть логистики. Нужно выбрать такой путь для курьера, чтобы он мог доставить максимальное количество заказов на одном маршруте. При этом для курьеров на автомобилях или общественном транспорте нужно также учитывать пробки, ремонт и перекрытие дорог. Системы автоматизации могут строить динамический маршрут, например, с помощью Яндекс Маршрутизации. Программа строит оптимальный маршрут и адаптирует его к условиям на дорогах.
Контроль доставки. Большинство систем автоматизации, например EdiCourier, включают в себя интерфейсы для оператора логистики и курьера. В приложении можно составить для сотрудника доставки чек-лист: проверить упаковку перед выдачей покупателю, сделать фото. Таким образом логист сможет проконтролировать, что товар добрался до покупателя неповреждённым. Также приложения для логистов позволяют отслеживать движение курьера в режиме реального времени.
Как автоматизировать доставку: подборка сервисов
Яндекс Доставка. Сервис соединяет логистов и курьеров. Яндекс предоставляет услугу по доставке товаров: за час, один-два дня, для B2C- и B2B-клиентов, по городу и России. Плагин Доставки можно интегрировать в текущую CMS.
Допустим, у вас есть сайт на WordPress или Joomla со встроенными модулями интернет-магазина. Для выполнения 10−50 заказов в день этого может быть достаточно. Но каждый раз, когда покупатель делает заказ, вам приходится ему перезванивать и уточнять сроки и стоимость доставки. Это замедляет процессы и отнимает много времени у сотрудников. А можно подключить модули Доставки для Joomla, WordPress и OpenCart прямо в CMS. Тогда пользователь сможет сам выбрать нужный способ доставки, и её стоимость рассчитается прямо в личном кабинете, а после можно отправить заказ в обработку сервисам-партнёрам. Система сама подберёт исполнителя, и всё, что останется, — выдать заказ со склада или ПВЗ.
Сколько стоит: стоимость услуг зависит от региона, типа доставки и веса доставки. Цена начинается со 129 ₽ за доставку груза до 3 кг в ПВЗ по Москве.
EdiCourier. Облачный сервис для распределения, маршрутизации и контроля доставок. Он подходит компаниям, у которых есть свой штат курьеров до 50 человек. В сервис входит приложение для логиста и мобильное — для курьера.
В веб-приложении логист может автоматически подгружать заказы из CMS или Excel-таблиц, генерировать динамическую маршрутизацию при помощи алгоритмов Яндекса, а также составлять чек-листы качества доставки для курьеров.
Сколько стоит: первый месяц пользоваться сервисом можно бесплатно, со второго — стоимость подписки в месяц составит по 500 ₽ за одного подключённого курьера. Для оператора логистики приложение всегда остаётся бесплатным.
1С: TMS Логистика. Позволяет создавать задания на перевозки, планировать маршруты и контролировать перевозки. Этот сервис подойдёт тем, кто давно пользуется 1С и уже хорошо в нём разбирается, а также средним и крупным компаниям, которым нужны сложные многоступенчатые доставки: между городами и странами, самолётом, паромом и поездом. 1С помогает спланировать длинный маршрут, посчитать бюджет перевозки, оформить заявку на выделение транспорта из автопарка.
Сколько стоит: за продукт нужно заплатить один раз, стоимость — 80 600 ₽.
Delans. Программа для логистики от компании — автоматизатора бизнеса EFSOL. Сервис помогает распределить заказы между курьерами и составить маршруты по разным принципам: например, по отметкам на карте или отмеченным геозонам. В первом случае по одному маршруту будет идти один курьер, во втором — в каждой отмеченной геозоне заказы на себя возьмёт курьер, ответственный за эту территорию.
Помимо интеграции с CMS, Delans также можно интегрировать с онлайн-кассой и фиксировать поступление средств и возвратов по заказам, отправлять заказчику чек на электронную почту. Приложение для курьеров позволяет контролировать качество доставки с помощью фотографий доставленных товаров.
Сколько стоит: программу можно купить в постоянное пользование за 150 000 ₽ или по системе подписки — от 2 850 ₽ в месяц за одного пользователя.