Найти тему
Христофор+

Фронтовое прошлое Володи Шарапова. Каким оно было в "Эре Милосердия" братьев Вайнеров?

Мы уже говорили о том, что между книжным и экранным образом Володи Шарапова есть серьезные различия (ссылку можно найти в конце статьи). Авторы (братья Вайнеры) и режиссер культового фильма "Место встречи изменить нельзя" (С. Говорухин) по-разному представляют возраст и внешность этого героя, его навыки, количество боевых заслуг и наград.

По-разному изображается и фронтовое прошлое Володи. Вайнеры весьма подробно изображают реалии военной жизни Шарапова. А в 5-серийном фильме С. Говорухина о военном прошлом героя мы узнаем, по сути, только из разговора Володи с Левченко в воровской "малине".

Для справки. Вообще, С. Говорухин прекрасно понимал драматургическую значимость фронтового прошлого своего главного героя. И потому снял немалое количество сцен из военной жизни Шарапова (ибо хотел выдать фильм не из 5, а из 7 серий). Однако в прокатную версию военные эпизоды не вошли, поскольку Гостелерадио предписало режиссеру сократить фильм на 2 часа. Вырезанные сцены Говорухин сдал в архив Одесской киностудии, где они благополучно и затерялись. Остались только уникальные фотографии со съемок.

Между тем, фронтовое прошлое представляет собой ключ к характеру Володи... Прошлое предопределяет внешний вид (галифе, гимнастерка), менталитет героя ("враг за линией фронта"), а также его лексику ("как у нас на фронте говорили, действия ведете в правильном направлении"). Прошлое обуславливает эмоциональные реакции и поступки разведчика.

Фото вырезанной из фильма С. Говорухина сцены. Изображение взято в сети Интернет.
Фото вырезанной из фильма С. Говорухина сцены. Изображение взято в сети Интернет.

Возникают вопросы: 1. Каким именно было военное прошлое Шарапова? 2. Что лежало в основе его менталитета? 3. Что герой вынес из ВОВ? 4. Какие эпизоды снились ему в ночных кошмарах? Давайте разбираться...

1. Каким именно было фронтовое прошлое Шарапова? Володя Шарапов - дитя Великой Отечественной войны. По его собственным словам, он "ушел на фронт мальчишкой и весь свой жизненный опыт приобрел на войне". Иначе говоря, это воин, привыкший сражаться с врагом. А также рыцарь, привыкший блюсти офицерскую честь в чистоте.

Первые три годы войны Володя служит в разведке (командиром разведроты). А в сентября 1944 года под Ковелем принимает командование штрафной ротой (где встречает Левченко). Поскольку Володя освобождает Польшу и штурмует Берлин, он явно к концу войны воюет в составе 1-го Белорусского фронта под началом Г. К. Жукова.

До Польши и Берлина Шарапов оказывается в самых "горячих" точках ВОВ... Это оборона Москвы, Сталинграда и Курская битва. За Москву и Сталинград Володя получает награды. Об этом говорит рефлексия героя в "малине". Полагая, что Левченко может предать, разведчик думает:

"Пускай он, гадина, скажет им, что не служил я в автобате шофером, а вместе с ним плавал через Вислу за "языками", пусть он им, паскуда, скажет, что я сорок два раза ходил за линию фронта и не две у меня отобранные медали, а семь - за Москву, за Сталинград, "За отвагу", "За боевые заслуги", за Варшаву, за Берлин, за Победу!"

2. Что лежало в основе менталитета Шарапова? Шарапов - профессиональный солдат. И потому в основе его менталитета лежит двухмерная систему координат с четким разделением на "белых" и "черных", "своих "и "чужих". "Свои" - это советские солдаты. Они воюют за правое дело, ибо защищают свою страну. "Чужие" - это фашисты (и их пособники). Вина "чужих" очевидна (не требует доказательств), ибо они пришли на чужую землю и воюют против "наших" с оружием в руках.

Шарапов ведет пленного немца. Изображение взято в сети Интернет.
Шарапов ведет пленного немца. Изображение взято в сети Интернет.

Шарапов - разведчик. И потому война в его сознании связывается не со стрельбой из автомата, а с захватом "языков" (пленных или "чужих"). Здесь герой в своей стихии. У С. Говорухина Володя Шарапов приносит на себе из-за линии фронта 22 "языка". А у братьев Вайнеров - 42 "языка".

Идея захвата "языков" предопределяет специфику менталитета Шарапова и на "гражданке". Противостояние с бандитами из "Черной кошки" Володя понимает именно как захват вражеских "языков". Так, например, в самом начале романа при обсуждении плана внедрения Васи Векшина в банду герой предлагает захватить связного от "Черной кошки" (бандита Есина), как "языка" (чем, конечно, вызывает справедливый смех оперативников).

То же самое происходит и в конце романа, когда герой попадает в "малину". Узнав в одном из бандитов бывшего подчиненного Левченко, Шарапов рефлексирует: "Я приполз сюда, чтобы, как и тогда, год назад, взять его самого и дружков его "языками", я пришел взять их в плен".

3. Что герой вынес из пережитой им войны? По окончании ВОВ Шарапов понял одну простую истину - абсолютную ценность мира как состояния бытия, противоположного войне; и жизни (любви, гармонии, радости), как еще одной абсолютной ценности в ее оппозиции к смерти.

Володя переживает озарение, работая "на картошке" вместе с Варей. Копка земли ассоциативно вызывает в сознании Шарапова воспоминание о рытье во время Курской битвы под Прохоровкой танколовушки, Тогда, "ни на миг, не распрямляясь, умирая от жажды и зная, что прикрывает тебя только батарея сорокапятимиллиметровок и побитый взвод петеэров", герой копал землю, чтобы в яму свалился танк "Тигр". Володей на войне двигал страх, инстинкт самосохранения, желание уничтожить врага.

Но на "картошке" Шарапов понимает, что копать землю во имя мира гораздо приятнее. Особенно, когда с тобой рядом есть любимая девушка. Герой рефлексирует: "Какое это счастье, удовольствие, отдых - копать солнечным тихим утром картошку на станции Ащукинская, когда совсем рядом идет, посмеиваясь и светя своими удивительными глазами, Варя?".

Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Изображение взято в сети Интернет.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя". Изображение взято в сети Интернет.

4. Какие эпизоды снились Володе в ночных кошмарах? Согласно книге Вайнеров, Шарапову снится только один большой ночной кошмар (сны о Любочкине не в счет). Этот сон-ретроспекция является одним из самых важных драматургических моментов в романе "Эра милосердия".

Сон, во-первых, предваряет провал засады в Марьиной роще. А, во-вторых, информирует читателя о том, какие отношения связывали командира штрафроты Шарапова с его подчиненным рядовым Левченко.

В этом сне Вова вспоминает очень сложный и проваленный разведпоиск, проведенный им во время Висло-Одерской стратегической наступательной операции, которая началась 12 января, а завершилась 3 февраля 1945 г.

Сон Шарапова относится к самому началу Висло-Одерской операции и связывается с преодолением Вислинского оборонительного рубежа. Этот рубеж был твердым орешком... Он состоял из четырех полос обороны. Каждая полоса предполагала несколько отдельных позиций. А каждая позиция - одну или несколько линий траншей полного профиля.

Согласно Вайнерам, перед траншеями (на берегу реки) фашисты выставляли спираль Бруно. А перед спиралью (в воде) - три ряда обычных проволочных заграждений, преодолеть которые было крайне трудно.

Зимний поиск за Вислу представляется командиру разведроты нисхождением во ад. Герой говорит: "Почему-то ад мне представлялся не яростно вопящим красным пеклом, а именно вот таким - безмолвным, судорожно холодным, залитым страшным безжизненным светом".

Шарапов ассоциирует ночной поиск с адом не только из-за страшного для разведчика света. Операция получает инфернальный характер благодаря плотной обороне немцев. Предыдущим неудачам (в Висле 8-й день плавает труп разведчика Федотова). Вынужденному усечению группы захвата до 3 человек: Шарапова, Левченко и Коробкова. Зимнему времени действия (разведчикам приходится плыть по течению Вислы в ледяной январской воде нагишом). Бесконечному напряженному ожиданию (Висло-Одерская операция началась раньше срока: Сталин хотел помочь союзникам оправиться от поражения в Арденнах). И глубокой, таящей смерть яме под единственном разрывом в проволочном ограждении.

Шарапов, Левченко и Коробков в поиске. Изображение взято в сети Интернет.
Шарапов, Левченко и Коробков в поиске. Изображение взято в сети Интернет.

В начале операции все, казалось бы, идет по плану. Шарапов и Левченко проникают через разрыв в проволочном заграждении на вражескую территорию, захватывают "языка", конвоируют его к лодке, в которой их ожидает Сашка Коробков. Но потом вмешивается его величество несчастный случай: разведчики натыкаются на немецких водоносов и обнаруживают себя. Советские артиллеристы по сигналу дают отсечный огонь. Немцы - свой отсечный огонь. Вода в реке кипит от разрывов...

Операция провалена, однако Шарапову удается выжить в этому аду. Больше того. Командир разведроты переправляет через Вислу пленного немца. И даже успевает спасти раненого осколком мины Левченко. Во время разговора в воровской "малине" выясняется, что Шарапов с Вислы на себе штрафника Левченко "с осколком в спине, до санитаров дотащил"

Благодаря этому (а не офицерскому доппайку и чувству товарищества) Левченко и не предает Шарапова в "малине"... Бандит не может предать человека, который спас ему жизнь. Шарапова спасает любовь к людям...

Таким образом, в книге Вайнеров командир разведроты старший лейтенант Шарапов представляет собой серьезный противовес капитану милиции Жеглову. "Книжный" Володя совсем не кажется "мягкотелым" советским интеллигентом. Это настоящий солдат, привыкший смотреть смерти в глаза. С высоким моральным духом и уверенностью в победе.

Одновременно Шарапов - величайший гуманист, любящий людей, умеющих их видеть "незамыленным глазом" и способный к милосердию.

А что о фронтовом прошлом Володи знаете вы? Как прошлое этого героя влияет на его муровское настоящее? Оставляйте комментарии (мне интересно знать ваше мнение), не забывайте про лайки (они продвигают контент в ленте новостей) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Владимир Высоцкий о роли Жеглова в фильме Станислава Говорухина

Владимир Высоцкий о характере Глеба Жеглова и его отношении к бандитам: "Их надо давить - от начала до конца".

5 отличий экранного Глеба Жеглова от литературного прототипа из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия"

5 отличий экранного Володи Шарапова от литературного прототипа в книге Вайнеров "Эра милосердия".

Является ли Иван Сергеевич Груздев из фильма "Место встречи изменить нельзя" положительным героем?

Литературные образы оперативников из бригады Глеба Жеглова. Что осталось за кадром в культовом фильме С. Говорухина?