Найти тему

Брат и сестра Врубели. Пример любви

В наше время, когда трещат семейные узы во всех направлениях, хочется напомнить о тех традициях, которые совсем недавно существовали у нас в России и в мире. Рубрику «Семья. Братья и сёстры. Верные супруги» открываю статьёй о брате и сестре Врубелях.

Михаила Врубеля, гениального художника, колориста, мастера декоративной живописи и керамики, я представлять не буду. Кстати, статья о нём здесь. В тени остаётся его сестра Анна Александровна Врубель. Расскажем сегодня о ней и братско-сестринских отношениях в этой семье.

Анна Александровна была старшей дочерью в семье полковника Александра Врубеля, Михаил был вторым. Младшие брат и сестра проживут недолго, от чахотки скончается и их мать Анна. Отец женится во второй раз на доброй и образованной женщине, которая постарается во многом заменить мать осиротевшим детям мужа от первого брака. Во втором браке будет ещё трое детей, старшие хорошо общались с младшими, но особенная близость была у Михаила именно с кровной сестрой Анной.

Дети от первого брака с отцом и мачехой. Старшие - Михаил и Анна.
Дети от первого брака с отцом и мачехой. Старшие - Михаил и Анна.

Именно Анна оставит бесценные воспоминания о брате, о его детстве, о начале его творчества, о самом по­следнем периоде биографии художни­ка. Всю жизнь она будет поддерживать брата, в том числе и материально (она была учительницей). А самое главное – верить в его талант, когда все вокруг с недоумением переглядывались и называли мазнёй его шедевры.

Сам тон её книги мемуаров отражает удивительно тонкую, умную и светлую личность. И ведь Михаил недаром доверял только ей (с отцом были сложные отношения), переписывался с нею всегда, когда они жили вдали друг от друга. Она сохраняла все письма брата и наброски. Книгу о нём Бенуа держала, как на аналое, у себя на столе. А ещё умела посылать деньги бедствующему и непризнанному брату так, чтоб было не обидно брать.

Отрывки из её «Воспоминаний»:

«Дни жизни брата, в которых мне пришлось быть участницей, относятся к трем отдельным периодам его жизни – к детству и отрочеству (1856-1872); затем – ко времени первых лет пребывания его в Академии художеств (1880-1882) и, наконец, – к последним годам его жизни (1893-1910).
Потребность творчества в брате проявилась в 5-6-летнем возрасте. Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта; из них вспоминается мне между прочим одна, изображавшая с большим комизмом слугу, долговязого малого, называвшегося в шутку Дон Базилио, энергично раздувающего самовар при помощи собственного сапога. Отец, заметив проявляющуюся в брате склонность, старался по мере своих скромных материальных средств способствовать развитию художественного дарования брата: так, во время, к сожалению, краткого пребывания семьи в Петербурге (1864 г.) отец водил 8-летнего брата в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Из рисунков брата, принесенных из этой школы, вспоминается мне копия с головы Аполлона. В следующем году, в Саратове, к брату был приглашен преподаватель рисования местной гимназии, некий Годин, познакомивший брата с элементами техники рисования с натуры».

А здесь мы так и видим Анну, внимательно разглядывающую иллюстрации брата, в талант которого ещё никто не верит:

«В годы университетской жизни связь брата с искусством выразилась в многочисленных рисунках на темы из литературы, как современной, так и классической. Тут были тургеневские и толстовские типы (между первыми вспоминаются Лиза и Лаврецкий из «Дворянского гнезда», между вторыми «Анна Каренина» и «Сцена свидания ее с сыном»), «Маргарита» Гете, шек­спировские «Гамлет» и «Венецианский купец», «Данте и Беатриса», «Орфей перед погребальным пламенем Эвридики» и он же, оплакивающий ее, и, вероятно, еще много других, ускользающих из моей памяти».

Анна Александровна Врубель в 1893 году поселилась в Москве, очевидно, чтобы жить рядом с братом, вполне может быть, что и представился хороший случай с работой.

«Здесь я нахожу брата уже заявившим о себе в искусстве художником. Настроение его, однако, временами скорее угнетенное, и материальное положение малообеспеченное».

В поздний и трагический период жизни Врубеля сестра опять рядом. Она и жена Надежа Ивановна Забела, оперная певица, стараются наполнить досуги больного художника. Жена поёт, сестра читает вслух. И гуляет с ним.

Вот как вспоминают современники:

Анна Александровна, на какое-то время поселившаяся у Усольцевых (это передовая психиатрическая лечебница в Москве), чтобы быть ближе к брату, часто ходила с ним гулять по Петровскому парку. Они подходили к дворцу, возведенному Матвеем Федоровичем Казаковым в восточном стиле, чтобы напомнить о турецких походах екатерининских полководцев. Эта прогулка называлась у брата и сестры Врубелей «из Москвы в Константинополь» и всегда бодрила художника.

Из книги «Михаил Врубель. Письма сестре»:

1883 год. Осень

«…Ты представить себе не можешь, Нюта, до чего я погружен всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются. Это, разумеется, безобразно, и я утешаю себя только тем, что всякое настоящее дело требует на известный срок такой беззаветности, фанатизма от человека. Я по крайней мере чувствую, что только теперь начинаю делать успехи, расширять и физический, и эстетический глаз».

Таких писем Михаил Врубель не писал больше никому и мог открыться только любящей и чуткой сестре Анне.

Исследователь творчества Врубеля А. П. Иванов, написавший вступительный очерк к указанному изданию, лично знал Анну Александровну Врубель. Он вспоминал о ней, как о человеке на ред­кость культурном, добром, обладающем мудрым душевным тактом.

«Кто шел к ней сперва лишь для того, чтобы познакомиться с сестрой знаме­нитого Врубеля, скоро находил в ней высокую человеческую личность, дра­гоценную саму по себе, не нуждающую­ся ни в каком заимствованном свете. Скромная той скромностью, что коре­нится во внутреннем достоинстве и под­линной гордости, обладавшая редким искусством, воздавая должное другим, промолчать о самой себе, она поистине принадлежала к той категории людей «долга, чести и труда», о которой с та­ким преклонением высказался однажды ее брат. Действительно, вся ее жизнь прошла в педагогическом труде, и до последних дней она еще продолжала давать частные уроки... Ей совершен­но была чужда часто свойственная ста­рым людям склонность к недовольству, жалобам и воркотне; наоборот, свою бодрость и хорошее расположение духа она внушала даже тем, кто был зна­чительно ее моложе».

Анна Александровна никогда не выпячивала себя и свою роль в жизни художника. Просто работала всю жизнь, преподавала, помогала брату, своей семьи у неё не было. Но свой сестринский подвиг совершила до конца, оставив нам свои «Воспоминания» и участвуя в сохранении памяти о Михаиле Врубеле.

-3