Найти тему

Шведам сложно добывать ресурсы из-за административных барьеров

Компания Talga Group Ltd. ждала более десяти лет, прежде чем приступить к строительству графитового рудника в Швеции, который мог бы обеспечить достаточное количество сырья для аккумуляторных батарей двух миллионов электромобилей (в год) и снизить зависимость европейского континента в этом сырье от Китая.

стоковое фото
стоковое фото

Тем не менее, после некоторых признаков прогресса в решении административных вопросов, австралийская компания снова находится "в подвешенном состоянии" своего участка в Нунасвааре после того, как дата судебного разбирательства по выдаче экологического разрешения была снова отложена до февраля. Медленный процесс привел к тому, что проект с 2011 года (!!!) продолжает находится на стадии разведки.

“Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в том, что существует неограниченное время обработки [заявок]”, - сказал Мартин Филлипс, главный операционный директор компании Talga. Горнодобытчик утверждает, что графит из этой шахты и перерабатывающего завода, работающего на возобновляемых источниках энергии, станет самым экологичным материалом анодов в мире.

Это создает для нас проблему - как продолжать финансировать нашу компанию, пока мы ждем решения шведских властей?

Два года назад Европейский союз обратил внимание на огромные минеральные ресурсы Швеции, которые включают почти половину из 30 наименований сырья, которые сам ЕС считает "критически важными для достижения своих целей в области экологически чистых технологий". Их производство и закупка внутри Европейского Союза ослабила бы зависимость от Китая. Это тем более важно сейчас, когда проблемы в цепочке поставок и геополитическая напряженность подпитывают стремление к большей самодостаточности.

Однако, перспективы реализации горных проектов выглядят все более неопределенными, чем когда-либо, из-за длительной процедуры выдачи разрешений и ярой местной оппозиции, говорят шахтеры.

В то время как Швеция имеет многовековую историю добычи металлов из недр и является крупнейшим производителем железной руды в Европе, новые проекты были "просто связаны" опасениями по поводу окружающей среды.

“Шахты всегда оказывают большое воздействие как на окружающую среду, так и на другие виды деятельности, такие как оленеводство и туризм”, - говорит Йонас Рудберг, представитель Шведского общества охраны природы.

Редкоземельные элементы

На юге Швеции борьба за добычу редкоземельных минералов в Норра—Карре, считающемся самым многообещающим месторождением такого рода в Европе, длится уже более десяти лет. Местные жители опасаются, что шахта не только уничтожит окружающие фермы и леса, но и загрязнит близлежащее озеро Веттерн (источник питьевой воды для 300 000 человек).

Нельзя сказать, что подобные несчастные случаи не имели прецедентов. В 2012 году утечка из хвостохранилища на никелевом руднике Талвиваара в соседней Финляндии привела к сбросу токсичных металлов и урана в близлежащие озера и реки, что стало одной из самых серьезных экологических катастроф в стране.

Руководители горнодобывающей отрасли говорят, что местные проблемы рискуют встать на пути более широких технологических сдвигов, которые помогли бы охране окружающей среды и борьбе с изменением климата.

“Это двойной стандарт”, - сказал Роберто Гарсия Мартинес, главный исполнительный директор Eurobattery Minerals AB, геологоразведочной компании, стремящейся разрабатывать "устойчивые месторождения" полезных ископаемых в ЕС.

Все хотят ездить на электромобилях, но мы не хотим, чтобы у нас на заднем дворе была шахта, и это [мнение] нужно изменить

Неуклонное движение региона в создании горнодобывающей базы, способной обеспечить переход на электромобили, забавно контрастирует со скоростью, с которой производитель аккумуляторных элементов Northvolt AB создал альтернативную цепочку поставок. Шведская компания, которая получает графит из Китая, поощряет развитие отечественных шахт, одновременно финансируя исследования в области альтернативных аккумуляторных технологий.

По мере роста продаж электромобилей, по оценкам Европейской комиссии, спрос на литий, важнейший компонент аккумуляторов, к концу десятилетия увеличится в 18 раз. Ожидается, что потребление кобальта возрастет примерно в пять раз.

Рудберг надеется, что некоторый спрос на это сырье может быть удовлетворен за счет местных шахт, “где это не будет слишком сильно противоречить другим интересам”. Он также подчеркнул важность других путей перехода к "зеленым" технологиям, таких как вторичная переработка аккумуляторов или даже отказ от культуры потребления.

“Немного нереалистично представить себе будущее, в котором все население земли будет ездить на автомобилях Tesla”, - сказал Рудберг.

Ресурсов Земли просто недостаточно.

Министерство экономики Швеции проводит исследование того, как упростить процесс выдачи разрешений, чтобы обеспечить устойчивые поставки “критически важных для инноваций” металлов и минералов. В ходе обзора были запрошены мнения отраслевых, юридических и экологических экспертов, включая Рудберга, а его результаты ожидаются в октябре.

“Этот процесс отпугивает многих, кто хотел бы инвестировать в шведские шахты, поскольку неясно, получите ли вы разрешение или нет, даже если вы все делаете правильно”, - сказала Мария Сунер, генеральный директор Шведской ассоциации шахтеров, производителей полезных ископаемых и металлов.

Эрика Ингвальд из Геологической службы Швеции, которая выступала в качестве эксперта, надеется, что это приведет к упрощению этого процесса. Что касается шахт, уже ожидающих решения, она сказала, что не уверена, когда именно они смогут получить долгожданные лицензии. "Это все равно что играть в лотерею", - добавила она.

***

Статьи по теме: Европа почти полностью зависит от импорта "аккумуляторных металлов"

Использованы материалы:

https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-28/sweden-s-mining-hurdles-impede-the-eu-s-domestic-battery-push