Наверняка каждый специалист/эксперт/историк/аналитик синематографа в Интернете и в жизни знает об определении "новой волны" в кино.
Первоначально так называлось французское движение художественного кино в конце 1950-х годов. Движение характеризовалось отказом от традиционных условностей кинопроизводства в пользу экспериментов и духом иконоборчества. Кинематографисты Новой волны исследовали новые подходы к монтажу, повествованию и визуальному стилю, а также взаимодействие с социальными и политическими потрясениями эпохи, часто используя иронию или исследуя экзистенциальные темы.
Среди режиссёров французской Новой волны можно вспомнить Жан-Люка Годара, Жака Деми, Анри Кольпи. А среди актёров в этом направлении работали такие любимцы публики, как Жан-Поль Бедьмондо, Катрин Денёв, Бриджит Бардо и т.п.
Но, оставим экспертам рассуждения об истории и влиянии французской Новой волны на мировое искусство и жизнь простых людей.
Отметим только, что после Франции, Новая волна появилась в кинематографах и других стран: Италия, Западная Германия, Мексика, Чехословакия, СССР, Румыния, Югославия. (Могу что-то путать)
А что Россия? Опять таки, одна часть высокодуховных интеллектуалов (далее ВИ) связывают с рождением Российской Новой Волны Андрея Звягинцева, Кантемира Балагова, Александра Ханта, Ивана Твердовского...
Другие представители ВИ вообще отрицают существование новой волны в России.
НО! Что если я скажу вам, новая волна застала отечественный синематограф ещё в 1990-х и один из тех, кто этот жанр родил (или хотя бы попытался), это наш знаменитый Павел Чухрай! Не ожидали?
Вообще, по определению Новая волна характеризуется введением нового стиля в кино. Зачастую этот стиль более художественный, более интеллектуальный, менее коммерческий и принципиально отличный от преобладавших ранее направлений в национальном кинематографе.
Так что, фактически, новой волной можно считать и перестроечное кино, которое мы все так любим (а я просто обожаю).
Чухрай Павел Григорьевич (род. 14.10.1946) - сам, кстати, участник перестроечной волны. Вспоминается сразу "Зина-Зинуля" (1986) и "Запомните меня такой" (1987) снятые по литературным первоисточникам.
Но, однако, фильм "Вор" стал в своё время настоящим откровением для публики. Собрал кучу наград и вошёл в список "100 главных русских фильмов 1992-2013" от журнала "Афиша". (Тоже хочу такой список сделать)
Чем же "Вор" так подцепил зрителей? Давайте разберёмся.
1. Сюжет. Несмотря на крайне простой сценарий, синопсис которого вы можете почитать ниже, именно сюжетом фильм и цепляет. Точнее его подачей.
Важно понимать исторические обстоятельства, в которые сюжет вписан. (Главный момент, что сюжет зависит от исторического контекста и грамотно туда вписан). Основное действие фильма происходит в 1952 году, через 7 лет после войны. Отлично передаются нравы того времени, смотришь фильм и словно погружаешься в него (и в фильм и во время), переживаешь за мальчика Саню, которому всего 6 лет и который живёт в очень трудных условиях, мать старается дать мальчику всё самое лучшее, что у неё есть, но бедность и разные обстоятельства не дают ей полностью позаботиться о сыне.
Благодаря сценарному мастерству Павла Чухрая история овдовевшей из-за войны молодой девушки и её шестилетнего сына становится как родная. Тогда любая мать–одиночка много бы отдала за то, чтобы просто опереться на сильное мужское плечо. Именно такой надеждой и опорой для Катерины и Саньки обещает стать танкист Толян. И Катерина, истосковавшаяся после гибели супруга по мужской ласке, готова покорно сносить и грубость Толяна, и ревность Саньки.
Но такая маленькая плата за право иметь полноценную семью обретает вдруг размеры непомерного груза: Толян оказывается вовсе не демобилизованным капитаном-танкистом, за которого себя выдавал, а всего лишь обычным квартирным вором. Благодаря семейному прикрытию и отлично сидящей офицерской форме, он запросто входит в доверие к людям, и всякий раз с выгодой для себя пользуется человеческим расположением. Но любовь Катерины, пустившая корни, готова смириться даже с таким предательством...
2. Актёры и персонажи. "Вор" наверное один из немногих отечественных фильмов, где каждого из центральных персонажей (а их тут трое) воспринимаешь как отдельного живого человека, а от того уровень погружения и переживания достигает максимума.
Миша Пилипчук, между прочим выпускник кафедры квантовой радиофизики МФТИ, вжился роль шестилетнего Санька, проходящего путь из детства и заканчивающего уже будучи в очень солидном возрасте. Санёк проходит через через смерть родных и близких, через предательство и лицемерие, через боль и много чего другого. А ещё говорят, что дети у нас плохо играют!
Владимир Машков - потрясающая роль. Вор, лицемер, можно найти не мало слов для описания этого персонажа. Абсолютно отрицательный персонаж, таких как он можно немало встретить в реальной жизни, чем кино цепляет так это реалистичностью происходящего.
Екатерина Редникова - жемчужина всего фильма. Эталон женственности, доброты и сексуальности. Её героиню очень жаль на протяжении всего фильма, она одна с ребёнком, ей очень трудно, помощи ждать не откуда, но она всё равно находит в себе силы, чтобы выжить в трудное время. Её отношения с Толей были своеобразными, для него она была наверно только страстью, так как он жил для себя. Любила ли она его? Конечно, да.
Павел Чухрай, находившийся в тени славы своего отца, в возрасте 50 лет, снял свой самый личный и самый лучший (во всяком случае, на тот момент) фильм, сразу же выведший его в первый ряд российской режиссуры. Чухраю удалось реанимировать, казалось, уже окончательно утраченные народные традиции советского кино, заложенные предыдущими поколениями, в том числе лентами Чухрая-старшего.
Множество отсылок и перекличек с неореализмом итальянских и французских режиссёров сделали успех не только у обывателей, но и у высокоинтеллектуальных кинокритиков.
ИТОГ После перестроечной чернухи и постмодернистских изысков рождающегося российского кино, простая история, поведанная Чухраем-младшим, представлялась наиболее перспективным выходом из идейного, творческого и экономического кризиса отечественного синематографа.
До сих пор не научился правильно заканчивать статьи, но, думаю, посыл и связь российской новой волны и её фактического рождения в 1997, понятны. И первым ребёнком этой самой новой волны, стало творения Павла Чухрая.
P.S. Всё написанное - это моё субъективное мнение и попытка его рассказать. Оно может не совпадать с Вашим. Всем спасибо!