Государственный Русский музей обладает самой большой и самой лучшей коллекцией картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова.
Картины расположены в Большом академическом зале музея.
Живопись Брюллова полна солнца, его картины нравятся многим, останавливаясь перед полотнами Брюллова испытывают восхищение мастерством художника, его испытывают как искушенные в живописи, так и люди впервые посетившим музей и познакомившиеся с картинами Великого Карла, как его называли современники.
Карл Брюллов родился в 1799 году Петербурге в семье потомственных художников, его отец был академиком орнаментальной скульптуры Петербургской Академии художеств.
Потомки Брюлловых были гугенотами выходцами из Франции, на французский манер фамилия звучит как Брюлло.
По монаршему соизволению Александром I фамилию Брюлло было дозволено русифицировать путем добавления буквы «в».
Несколько поколений семьи были потомственными скульпторами, живописцами и архитекторами.
Путь художника это и радость, путь к триумфу, признание мастерства и в то же время сомнения, трагедии, искушения, это путь большого ежедневного труда гения, когда приходится от многого отказываться, забывая о себе…
Проходя по залу музея посвященному творчеству Карла Брюллова, можно почувствовать тот триумф, который пришел к Брюллову и ту трагедию которая с ним произошла в течении его недолгой жизни.
Начиная осмотр его полотен, остановимся перед автопортретом художника написанный им в 1833 году.
Автопортрет написан им, когда он был в зените славы, когда галерея Уффици, которая с XVI века коллекционирует портреты великих художников заказывает ему его портрет чтобы пополнить свою коллекцию.
Это тот период в жизни художника, когда выставки его картин проходят с огромным успехом в Европе, когда Академии художеств Италии, России принимают его почетным членом.
Автопортрет был написан Брюлловым в Италии, по разным причинам потом автопортрет художника несколько раз менял владельцев, но к счастью оказывается в коллекции Русского музея.
Рядом с автопортретом Брюллова находится его дипломная работа в Академии художеств – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», картина написана в 1821 году, за эту картину 16 сентября 1821 Брюллов получил Большую золотую медаль первого достоинства.
По приведенному Н.А. Рамазановым свидетельству К.И. Рабуса, работавшего над своей программой одновременно с Брюлловым, "программа "Авраам и три ангела" переделывалась до восьми раз, чему нельзя не верить, взглянув только, какой слой красок покрывает холстину этой картины" (К.П. Брюллов в письмах... 1952, с. 26-27).
Достоинства картины были отмечены и Советом Императорской Академии художеств, и современниками: "Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, отчетистая, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно... Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь", - писали "Отечественные записки"
Как отмечалось выше, Брюллов родился в семье потомственных художников, братья Карла, а у него было четыре брата тоже были художниками.
Знаменитым художником был и его старший брат Александр Брюллов.
В зале музея можно увидеть его портрет.
Александр Брюллов был художником, архитектором, блестящим мастером акварельного портрета.
По его творчеству как архитектора можно судить по зданию штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, Церкви Святых Петра и Павла в Шуваловском парке, Лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте, Пулковской обсерватории.
Участвовал в воссоздании интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года, перестройки интерьеров Мраморного дворца.
Ранней работой Карла Брюллова является и его учебная работа в Академии художеств «Нарцисс».
После окончания Академии Карл вместе с братом Александром начинают самостоятельный путь по жизни, покидая родительский дом.
Первые годы его работы как художника портретиста показали, что русское портретное искусство обогатилось новым дарованием.
В 1822 году Карл вместе с братом Александром отправляется в Италию.
В Италии Карл пишет копии с картин художников Возрождения, этюды с натуры, изучает богатейшее художественное наследие Рима.
Вскоре Карл Брюллов отправляет в Петербург свою первую работу на одобрение «Общества поощрения художников» под названием «Итальянское утро».
По заказу императора Николая I художник пишет картину «Итальянский полдень».
Заказы шли во множестве, что приносило финансовую независимость.
Но самой яркой жемчужиной в галерее его женских образов является портрет блестящей светской красавицы, обладательницы огромного состояния, славящейся среди своих современников независимым поведением графини Юлии Самойловой.
Она была блестяще образованна.
Взбалмошна.
Невероятно богата и расточительна.
Зато благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.
Сплетнями окружено даже ее происхождение.
Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем.
Который оставил ей в наследство сказочное состояние.
Матерью Юлии была Мария Скавронская родственница императрицы Екатерины I.
Гордостью коллекции музея является картина «Последний день Помпеи».
Над этим полотном художник работал шесть лет.
Картина была окончена летом 1833 года.
Весь Рим хлынул смотреть полотно художника, толпы зрителей осаждали выставку, картиной восхищались все.
Время знакомства Брюллова и Самойловой совпало с работой художника над этой картиной.
И на полотне ее образ запечатлен трижды.
Это девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны.
«Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.
Поэт Евгений Баратынский посвятил Юлии Самойловой строки:
Презренья к мнению полна,
Над добродетелию женской
Не насмехается ль она,
Как над ужимкой деревенской?
Кого в свой дом она манит,
Не записных ли волокит,
Не новичков ли миловидных?
Не утомлен ли слух людей
Молвой побед ее бесстыдных
И соблазнительных связей?
На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает…
Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете».
Но они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году.
А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери.
Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.
Но вернемся к полотну «Последний день Помпеи».
Слухи о грандиозном успехе картины дошли до Санкт-Петербурга.
Фабрикант Демидов бывший спонсором и владельцем картины преподнес ее в дар императору Николаю I и в августе 1834 года она была выставлена для всеобщего обозрения в Античном зале Императорской Академии художеств.
В 1835 году Брюллов возвращается в Россию после тринадцати лет отсутствия.
С 1836 по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге.
Он был назначен профессором Императорской Академии художеств.
Приступает к работе над историческим полотном «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году».
Но лучшими его работы были портреты.
Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером.
Его кисти этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати
Последней работой художника становится роспись плафона Исаакиевского собора фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы».
Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами.
К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи.
Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ.
Его просьба была удовлетворена.
К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П.В. Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.
Он уезжает в Италию, где скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет,