Найти в Дзене

Карл Павлович Брюллов

Государственный Русский музей обладает самой большой и самой лучшей коллекцией картин великого русского художника Карла Павловича Брюллова.

Картины расположены в Большом академическом зале музея.

Живопись Брюллова полна солнца, его картины нравятся многим, останавливаясь перед полотнами Брюллова испытывают восхищение мастерством художника, его испытывают как искушенные в живописи, так и люди впервые посетившим музей и познакомившиеся с картинами Великого Карла, как его называли современники.

-2

Карл Брюллов родился в 1799 году Петербурге в семье потомственных художников, его отец был академиком орнаментальной скульптуры Петербургской Академии художеств.

-3

Потомки Брюлловых были гугенотами выходцами из Франции, на французский манер фамилия звучит как Брюлло.

По монаршему соизволению Александром I фамилию Брюлло было дозволено русифицировать путем добавления буквы «в».

Несколько поколений семьи были потомственными скульпторами, живописцами и архитекторами.

Путь художника это и радость, путь к триумфу, признание мастерства и в то же время сомнения, трагедии, искушения, это путь большого ежедневного труда гения, когда приходится от многого отказываться, забывая о себе…

Проходя по залу музея посвященному творчеству Карла Брюллова, можно почувствовать тот триумф, который пришел к Брюллову и ту трагедию которая с ним произошла в течении его недолгой жизни.

Начиная осмотр его полотен, остановимся перед автопортретом художника написанный им в 1833 году.

Карл Павлович Брюллов – Автопортрет. Около 1833
Карл Павлович Брюллов – Автопортрет. Около 1833

Автопортрет написан им, когда он был в зените славы, когда галерея Уффици, которая с XVI века коллекционирует портреты великих художников заказывает ему его портрет чтобы пополнить свою коллекцию.

Это тот период в жизни художника, когда выставки его картин проходят с огромным успехом в Европе, когда Академии художеств Италии, России принимают его почетным членом.

Автопортрет был написан Брюлловым в Италии, по разным причинам потом автопортрет художника несколько раз менял владельцев, но к счастью оказывается в коллекции Русского музея.

Рядом с автопортретом Брюллова находится его дипломная работа в Академии художеств – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», картина написана в 1821 году, за эту картину 16 сентября 1821 Брюллов получил Большую золотую медаль первого достоинства.

-5

По приведенному Н.А. Рамазановым свидетельству К.И. Рабуса, работавшего над своей программой одновременно с Брюлловым, "программа "Авраам и три ангела" переделывалась до восьми раз, чему нельзя не верить, взглянув только, какой слой красок покрывает холстину этой картины" (К.П. Брюллов в письмах... 1952, с. 26-27).

Достоинства картины были отмечены и Советом Императорской Академии художеств, и современниками: "Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, отчетистая, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно... Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь", - писали "Отечественные записки"

Как отмечалось выше, Брюллов родился в семье потомственных художников, братья Карла, а у него было четыре брата тоже были художниками.

Знаменитым художником был и его старший брат Александр Брюллов.

В зале музея можно увидеть его портрет.

Карл Павлович Брюллов – Портрет архитектора А. П. Брюллова, брата художника. 1823-1827
Карл Павлович Брюллов – Портрет архитектора А. П. Брюллова, брата художника. 1823-1827

Александр Брюллов был художником, архитектором, блестящим мастером акварельного портрета.

По его творчеству как архитектора можно судить по зданию штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, Церкви Святых Петра и Павла в Шуваловском парке, Лютеранской церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте, Пулковской обсерватории.

Участвовал в воссоздании интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года, перестройки интерьеров Мраморного дворца.

Ранней работой Карла Брюллова является и его учебная работа в Академии художеств «Нарцисс».

Карл Павлович Брюллов – Нарцисс. 1819
Карл Павлович Брюллов – Нарцисс. 1819

После окончания Академии Карл вместе с братом Александром начинают самостоятельный путь по жизни, покидая родительский дом.

Первые годы его работы как художника портретиста показали, что русское портретное искусство обогатилось новым дарованием.

В 1822 году Карл вместе с братом Александром отправляется в Италию.

В Италии Карл пишет копии с картин художников Возрождения, этюды с натуры, изучает богатейшее художественное наследие Рима.

Вскоре Карл Брюллов отправляет в Петербург свою первую работу на одобрение «Общества поощрения художников» под названием «Итальянское утро».

Карл Павлович Брюллов – Итальянское утро. 1823
Карл Павлович Брюллов – Итальянское утро. 1823

По заказу императора Николая I художник пишет картину «Итальянский полдень».

Карл Павлович Брюллов – Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград ). 1827
Карл Павлович Брюллов – Итальянский полдень ( Итальянка, снимающая виноград ). 1827

Заказы шли во множестве, что приносило финансовую независимость.

Но самой яркой жемчужиной в галерее его женских образов является портрет блестящей светской красавицы, обладательницы огромного состояния, славящейся среди своих современников независимым поведением графини Юлии Самойловой.

-10

Карл Павлович Брюллов – Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини.
Карл Павлович Брюллов – Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини.

Она была блестяще образованна.

Взбалмошна.

Невероятно богата и расточительна.

Зато благодаря ей появились на свет многие прекрасные полотна Карла Павловича Брюллова.

Сплетнями окружено даже ее происхождение.

Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем.

Который оставил ей в наследство сказочное состояние.

Матерью Юлии была Мария Скавронская родственница императрицы Екатерины I.

Гордостью коллекции музея является картина «Последний день Помпеи».

-12

Над этим полотном художник работал шесть лет.

Картина была окончена летом 1833 года.

Весь Рим хлынул смотреть полотно художника, толпы зрителей осаждали выставку, картиной восхищались все.

Время знакомства Брюллова и Самойловой совпало с работой художника над этой картиной.

И на полотне ее образ запечатлен трижды.

-13

Это девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.

Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны.

«Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.

Поэт Евгений Баратынский посвятил Юлии Самойловой строки:

Презренья к мнению полна,

Над добродетелию женской

Не насмехается ль она,

Как над ужимкой деревенской?

Кого в свой дом она манит,

Не записных ли волокит,

Не новичков ли миловидных?

Не утомлен ли слух людей

Молвой побед ее бесстыдных

И соблазнительных связей?

На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает…

Искренняя и пылкая Юлия писала художнику: «Мой дружка, Бришка! Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена». Или так: «Люблю тебя, обожаю, я тебе предана, и рекомендую себя твоей дружбе. Она для меня — самая драгоценная вещь на свете».

Но они все равно расстались. Юлия Павловна приняла такое решение в 1845 году.

А через год выскочила замуж за красавца-тенора итальянца Пери.

Графиня была старше своего нового избранника на 20 лет. Прожила с ним Самойлова не больше года: молодой супруг умер от чахотки.
Но вернемся к полотну «Последний день Помпеи».

Слухи о грандиозном успехе картины дошли до Санкт-Петербурга.

Фабрикант Демидов бывший спонсором и владельцем картины преподнес ее в дар императору Николаю I и в августе 1834 года она была выставлена для всеобщего обозрения в Античном зале Императорской Академии художеств.

В 1835 году Брюллов возвращается в Россию после тринадцати лет отсутствия.

С 1836 по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге.

Он был назначен профессором Императорской Академии художеств.

Приступает к работе над историческим полотном «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году».

-14

Но лучшими его работы были портреты.

-15

Карл Павлович Брюллов – Портрет кн. З. А. Волконской. Не позднее 1842
Карл Павлович Брюллов – Портрет кн. З. А. Волконской. Не позднее 1842

Карл Павлович Брюллов – Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827
Карл Павлович Брюллов – Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827

Карл Павлович Брюллов – Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией.
Карл Павлович Брюллов – Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией.

-19

-20

БРЮЛЛОВ Карл - Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой. 1841
БРЮЛЛОВ Карл - Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой. 1841

Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером.

Его кисти этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати

Карл Павлович Брюллов – Портрет певицы А. Я. Петровой. 1841
Карл Павлович Брюллов – Портрет певицы А. Я. Петровой. 1841

БРЮЛЛОВ Карл - Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности
БРЮЛЛОВ Карл - Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в юности

Карл Павлович Брюллов – Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечалатро. 1833-1835
Карл Павлович Брюллов – Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечалатро. 1833-1835

Карл Павлович Брюллов – Портрет актера В. В. Самойлова. 1847
Карл Павлович Брюллов – Портрет актера В. В. Самойлова. 1847

БРЮЛЛОВ Карл - Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского. 1836
БРЮЛЛОВ Карл - Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского. 1836

Карл Павлович Брюллов – Портрет Е. И. Тон, жены художника К. А. Тона. 1837-1840
Карл Павлович Брюллов – Портрет Е. И. Тон, жены художника К. А. Тона. 1837-1840

Карл Павлович Брюллов – Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827
Карл Павлович Брюллов – Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827

БРЮЛЛОВ Карл - Портрет сестёр Шишмарёвых
БРЮЛЛОВ Карл - Портрет сестёр Шишмарёвых

Карл Павлович Брюллов – Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. Не позднее 1841
Карл Павлович Брюллов – Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова. Не позднее 1841

Последней работой художника становится роспись плафона Исаакиевского собора фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы».

Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами.

К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи.

Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ.

Его просьба была удовлетворена.

Карл Павлович Брюллов – Автопортрет 1848
Карл Павлович Брюллов – Автопортрет 1848

К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П.В. Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.

Он уезжает в Италию, где скончался в 1852 году, в возрасте 52 лет,