Наше путешествие к бабушке в Сокольники и в Тулу удалось на все сто! Праздник Успения Богородицы… Печальный, но светлый. Мы встретили его в Туле, в Успенском соборе на центральной площади города. Храм двухъярусный, служили на втором этаже. Празднично. Много народу…
-Клавдия Романовна умерла месяц назад, - сказала вышедшая с тележкой для продуктов женщина. - По-моему, Вы приезжали с мамой? Я купила у нее квартиру.
Я вспомнила лицо этой женщины: мы с мамой прибыли в Сокольники, чтобы продать - внимание - всего за 500& бабулину квартиру. Трудно ее назвать этим словом. Так, какой-то сарайчик с палисадником и хозпостройками. Все это, в конечном итоге, стало местом ее последнего приюта. Ее и сына, моего дяди Миши.
А когда-то была хорошая трехкомнатная квартира в Ставрополе. В артистическом районе, неподалеку от центральной площади. С традиционным Лениным и фонтаном, где в жаркие южные дни вся детвора, я не исключение, плескалась, как в море😀 Вся площадь была покрыта ковром разноцветных ароматных роз. И это алое, чайное, белое и бордовое великолепие благоухало так, что голова кружилась от счастья. Запах роз - запах счастья! Отчего женщины так любят розы: счастья всем хочется!
Потом после смерти деда бабушка пыталась перебраться ближе к маме. В Москву было нельзя по причинам режимного свойства, поэтому замелькали Обнинск, Кострома и Тула. В конце концов поселок Сокольники в Новомосковском районе. Дачи у нас не было, а возить китайчонка в Сенное на 250 км не хотелось. Хоть чуть-чуть поближе, да и свое. Мама не любила чужие дома, чужие дачи, чужих людей. Конечно, каждый хочет быть хозяином, а не гостем. Вот потому ее и привлек этот домишко с садиком в зеленом поселке. Потом уж выяснилось, что всем жителям платят «чернобыльские»: плохая экология из-за аварии 1986 года на АЭС. Да и химкомбинат Новомосковска здоровья никому не прибавляет. А потому везти ребенка туда было опасно. Но назад не отыграешь. Так и получилось, что заслуженный учитель, депутат, вдова депутата двух созывов оказалась в какой-то хижине дяди Тома. Там и умерла. Похоронена на сельском местном кладбище. Мы приехали туда лишь однажды - прикрутить табличку на крест. Сделал это умелый китайчонок. А теперь он же стал инициатором поиска могилы. Сохранились письма и схема расположения захоронения. Вот мы и рванули.
Ехали отлично, но после падения в бассейне «Аквакомплекса Лужники» на их луже в раздевалке я еле доехала: болит позвоночник и левое ребро под грудью. «Надо к доктору», - как говорит Анюта.
А если коротко, могилу мы нашли: хотя уже потеряли надежду. На кладбище нет никаких ориентиров. И наши – «восьмой ряд, справа Козлов, слева Зеленский», как значилось в маминых записях, - никак нельзя было применить. Но китайчонок нашел. А я, сидя без сил на чьей-то скамейке, буквально за минуту до того, как он мне позвонил с хорошей вестью, сказала громко: «Мир вам, - обращаясь к умершим, - помогите! Помогите найти бабулю». И ведь помогли!
- Нашел хотя бы ряд, - сказал китайчонок.
Я двинулась в его сторону. На том месте, где как бы должна быть могила, чужое захоронение. Прошло 22 года, могли отдать место. Мы вернулись к машине. Я написала на маске свой телефон и обращение к родственникам похороненных на этом место. А когда вернулись, китайчонок вдруг закричал - Вот же Козлов! Мы ошиблись! Здесь Аня!
Радости было, не передать!
- Надо перевести деньги в их ритуал, чтоб расчистили от бурьяна и памятник поставили.
Это я китайчонку сказала.
- И еще: не только Козлова, надо и начало ряда сфоткать. Кто там лежит. А то забуду.
- Это как раз вряд ли,- посмеялся Лёня. Поняла, почему: фамилия соседа с другого края была «Зеленский»…
И вот мы несемся к Туле. Дорога, как в Штатах. Две параллельно, а не просто полосы в разные стороны. В Туле заселились в квартиру. Ночью вид шикарный на ТВ-башню в цветах триколора. Вообще в Туле все очень тематично, про войну и оружие, и патриотично: «Своим помогаем». Это баннеры на домах с флагом России и буквой зет.
Встав пораньше, мы отправились в Кремль. Побывали на службе в Успенском соборе 18 века. Потом в Музее самоваров. Купили Тульских пряников и Белевской пастилы, а также пообедали шаурмой. Без кофе - его пили на Кремлевской площади.
Видели реку Улу. В ней, как в свое время в Тибре, я ноги помочила. Ну, вот и все. Главное, цель достигнута: «нашли, побывали, поставили (о свечках)».
Теперь по дороге в Москву заедем в имение и на могилу Руднева - с «Варяга». Помните, «Врагу не сдается наш гордый Варяг»? Вот оттуда этот офицер-моряк, командир крейсера. Лежит на родине, под Тулой. Был прихожанином церкви, помогал финансово, рядом и похоронен.
Писать устала, посмотрите фотки лучше😡👌😜