Найти в Дзене
Энергия из отходов

Аккумуляторы для электромобилей не так опасны, как считалось?

Электромобили постепенно реабилитируют себя в глазах экологов. У многих защитников окружающей среды вызывает опасение будущее миллионов отработанных аккумуляторных батарей. Вред от их производства и утилизации буквально сводит на нет все преимущества использования этого вида транспорта. Однако последние данные внушают оптимизм.

Аккумуляторы электромобилей состоят из более чем 2 тысяч отдельных литий-ионных элементов, объединенных в модули и работающих вместе. Дороговизна их производства в первую очередь обусловлена высокой стоимостью кобальта. Некоторые автоконцерны начали производить батареи без этого материала, используя в большей степени фосфат лития. Однако и его добыча дорога и очень вредна для окружающей среды.

Почти ¾ лития находится в так называемом «литиевом треугольнике» на территории Аргентины, Боливии и Чили. Наиболее серьезной экологической проблемой здесь является нехватка воды. Для извлечения одной тонны лития её требуется до 2 млн литров. В районе солончаков и шахт участились засухи и происходит опустынивание.

-2

Кроме того, большая часть энергии, используемой для извлечения и переработки лития, поступает из ископаемого топлива и таким образом несет ответственность за выбросы СО2 — почти 15 тонн на каждую тонну добытого лития.

Главный же ущерб экологии наносится при утилизации аккумуляторов. Их измельчают и из получившейся крошки извлекают ценные металлы, однако стоимость полученного сырья чаще всего даже не окупает затраченный труд. Ведь цепочка крайне длинна и затратна: сбор, транспортировка, сортировка аккумуляторов, их измельчение, разделение материалов, нейтрализация вредных веществ, плавка, очистка.

-3

Точных данных о том, какой процент литий-ионных аккумуляторов перерабатывается, нет. Обычно указывается, что он не превышает 5. При этом довольно успешно эта промышленность развита в Китае. Но и в Европе и США сейчас строятся подобные предприятия.

Пока же большая часть исчерпавших свою мощность батарей отправляется на полигоны и захоранивается. Часто происходят утечки загрязняющих веществ в окружающую среду. Начинаются подземные пожары, что приводит к выбросу в атмосферу частиц мышьяка, кадмия, хрома, кобальта и меди, которые при попадании в дыхательную систему человека вызывают проблемы со здоровьем.

-4

Однако недавно прозвучало заявление, которое можно считать если не революционным, то весьма облегчающим ситуацию. Исполнительный директор Nissan сообщил, что почти все аккумуляторы, которые когда-либо производила компания (а они начали выпускать их в 2010 году и имеют весьма значительную долю на этом рынке), до сих пор используются в электромобилях.

Большинство производителей предлагают гарантию на батареи на 7-8 лет или примерно 160 тыс. км пробега. Однако сейчас становится ясно, что они могут пережить сами машины.

Все электромобили имеют системы управления батареями (BMS), которые позволяют дозаправлять их, сохраняя эффективность и срок службы. Поэтому литий-ионные аккумуляторы для машин живут гораздо дольше, чем их собратья для телефонов или ноутбуков с менее сложной BMS. В итоге по прошествии времени то, чего боялись, запуская массовое использование электромобилей, не сбылось.

-5

В конце службы машины — через 15-20 лет — аккумулятор все еще исправен. И его можно повторно использовать. Чаще всего как хранитель энергии в стационарных объектах. Например, в Амстердаме на футбольном стадионе они установлены как резервное питание. Часто их используют на солнечных и ветряных фермах.

-6

В большинстве стран ищут способы регулировать сбор и переработку аккумуляторов. Например, в Китае в 2019 году обязали производителей нести ответственность за утилизацию отработанных батарей. ЕС работает над Директивой по батареям.

В России число электромобилей пока невелико, хотя в последнее время оно растет. «Автостат» привел данные, согласно которым в первой половине 2022 года россияне купили 1278 новых электромобилей, что на 53% больше, чем в тот же период 2021 года.

В середине июля Минпромторг объявил о возобновлении программ стимулирования спроса на автомобили российского производства. В кредит с господдержкой можно будет купить электромобиль со скидкой 35%. Сейчас она распространяется на марку Evolute (локализованная версия китайского Dongfeng). Всего на реализацию этой программы выделено 2,6 млрд руб.

-7

В конце июля было объявлено о создании первых в России электромобилей на аккумуляторах отечественного производства. Они разработаны компанией «Рэнера», входящей в «Росатом». 6 прогулочных электрокаров было передано в музейно-парковый комплекс подмосковной Кубинки. Они имеют запас хода 100 км, передвигаются бесшумно и не загрязняют окружающую среду.

По материалам: earth.org, tadviser.ru, forbes.com, renera.ru